Москва104,7 FM

Дом скульптора Андреева в Большом Афанасьевском переулке

07/02/2024

Филипп Смирнов посетил дом скульптора Андреева...

В самом начале ХХ века в Москве было совсем немного памятников и городской скульптуры. Но скульпторы были. Так, например, в 1873 году родился в Москве Николай Андреев, автор памятника Александру Островскому у Малого театра, памятника доктору Гаазу в Малом Казенном переулке, памятника Николая Васильевича Гоголю (который с 1909 года сидел на Гоголевском бульваре, а после переместился во двор музея-квартиры Николая Васильевича). Как говорят, эта первая значительная работа Андреева не понравилась своей интонацией и меланхолией вождю народов, и Гоголю пришлось встать под руководством скульптора Томского.


Андреев, кстати, был не только русским, но и советским скульптором. Он автор портретов революционных деятелей и зачинатель «ленинианы» (создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений В.И. Ленина).

Николай Андреев – один из лучших учеников Волнухина (еще одного московского скульптора, самая известная работа которого – памятник первопечатнику Ивану Федорову, открытый в 1909 году рядом с Третьяковским проездом).


Но не ради биографии Андреева я вспомнил о нём. На днях мне посчастливилось побывать в пространстве дома-мастерской великого скульптора.


Большой Афанасьевский переулок, 27. Школьный двор. Здание сейчас завешено строительной сеткой. В августе прошлого года на городском аукционе оно досталось новому арендатору по программе «Рубль за метр». Это очень интересное ноу-хау современной реставрационной отрасли – инвестор покупает право сделать в объекте недвижимости – памятнике истории и культуры, – реставрацию, а после пользуется этим объектом 49 лет по цене рубль за метр.


Но как бы там ни было, Андреев прожил в этом доме с 1900 года до своей смерти в 1932 году. Дом поделен на две половины – мастерскую и жилую часть. После смерти скульптора был превращён в коммунальное жилье, но все равно в пространстве дома читается его предназначение.


В Москве не сохранилась знаменитая изба-мастерская Верещагина в Нагатино-Садовниках, мастерская Васнецова более скромная, чем мастерская скульптора, да и строил он ее сам, а Виктор Васнецов не был архитектором. Здесь же чувствуется рука мастера – дом построен по проекту Александра Каминского, учителя Федора Шехтеля и Ивана Барютина.


Кстати, забавно, но Федор Шехтель тесно сотрудничал с Андреевым – львы у ног Гоголя на Гоголевском бульваре (те, что в основании фонарей) – сделал Шехтель, архитектором памятника Островскому был он же.


На фасаде три огромных окна, в самом доме сохранилась (в очень достойном состоянии) чугунная лестница индивидуального рисунка. И побывать в пространстве, где рождались образы, которыми потом наполнилась Москва, было очень приятно. Реставрация еще только впереди, надеюсь, что в очень скором времени мы с вами сможем убедиться, что не имеющее аналогов здание вернется в городскую ткань и расскажет нам еще какие-нибудь истории.

До перехода на сайт осталось 30