«Не знаю — петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ.
Наконец-то и у писателей будет свой клуб»
Такими словами в 1928 году поэт Маяковский приветствовал создание первого писательского клуба в Москве. А в 1932 открылся ЦДЛ — Центральный Дом литераторов. Этому гостеприимному дому посвящались стихи и книги, здесь «хорошие и разные писатели», имена которых стали гордостью русской культуры, переживали трагические и смешные моменты, здесь всегда кипела жизнь. Расположенный в самом сердце столицы, дом выходит фасадами двух своих зданий на Поварскую и Большую Никитскую (бывшую Герцена) улицы.
Сегодня здесь проводятся известные на всю Москву литературные и музыкальные вечера, международные фестивали и кинособытия, со всей Москвы и из самых далёких уголков мира съезжаются гости, ценители интеллектуального творчества и высокого искусства. Кухня ресторана была включена в число претендентов на Мишленовские звезды.
Но даже в 1940-х годах в «ЦДЛ» подавали настоящие деликатесы: рябчиков, севрюгу, осетрину на вертеле и барашка на углях. Нехарактерное для тех лет изобилие объясняется тем, что ресторан был прикреплён к дефицитной спецбазе «Мосглавресторан». Вплоть до 2000-х попасть сюда можно было только по писательскому билету, а сегодня забронировать столик в ресторане «ЦДЛ» и оказаться в святая святых советских литераторов можно всем. В залах, где собирались Симонов, Шолохов, Зощенко и Евтушенко и приезжали с визитами Жерар Филипп и Марлен Дитрих, обедали Брежнев с Рейганом, теперь можно завтракать за столиками с белыми скатертями, устраивать семейные ужины и дружеские встречи.
По науке здание ЦДЛ называется «Особняк князя Святополк-Четвертинского». Он был построен в 1887 году по проекту архитектора П.С. Бойцова. Заказчиком строительства был князь Борис Владимирович Святополк-Четвертинский — представитель древнего дворянского рода, известный коннозаводчик. Пожить в особняке князь не успел, а после его неожиданной смерти дом продали графине Александре Андреевне Олсуфьевой, статс-даме, гофмейстерине великой княгини Елизаветы Федоровны. По преданию, этот дом посещал даже император Александр III. Олсуфьева владела зданием до революции 1917 года, после чего вынуждена была уехать в эмиграцию.
В качестве источника вдохновения Бойцов выбрал архитектуру французского Ренессанса времён короля Генриха IV: период правления этого монарха совпал с годами наивысшего расцвета древнего рода Четвертинских в Речи Посполитой. В обработке главного фасада были использованы приёмы строгих построек той эпохи, например, выложенные из кирпича двух оттенков стены и рустованные камнем углы. А отдельные элементы особняка вообще являются цитатами из знаменитых французских замков Азе-лё-Ридо и Виньи. Сходите — посмотрите.