В октябре 1812 года положение наполеоновских войск в Москве было весьма незавидным. К тому же Наполеон никак не мог принять решения, что же ему делать дальше: остаться в городе, уходить к Петербургу, идти в теплые края?
18 октября (по новому стилю), в результате Тарутинского боя, в 90 км от Москвы был предопределён дальнейший ход событий. Русские войска одержали победу — одних только пушек захватили аж 38 штук, французы потеряли убитыми и ранеными около 4000 тысяч человек, а через день после этого сражения Наполеон отдал приказ оставить Москву. Перед окончательным уходом из Москвы было решено поджечь магазины с вином, казармы и все публичные здания в городе, за исключением Воспитательного дома, поджечь Кремлёвский Дворец и положить порох под кремлёвские стены. Взрыв Кремля должен был последовать за выходом последних французских войск из города.
В суматохе внезапного выступления у маршала Мортье (французского генерал-губернатора Москвы) не хватило времени как следует заняться минированием Кремля. До основания была уничтожена лишь Водовзводная башня, сильно пострадали башни Никольская, 1-я Безымянная и Петровская, также кремлёвская стена и часть арсенала. От взрыва обгорела Грановитая палата. Как не без ехидства отмечали современники, при попытке подорвать самое высокое здание Москвы, колокольню Иван Великий, сама она осталась невредимой, в отличие от позднейших пристроек.
В 1889 году в Москве на Введенском кладбище для лиц иностранных вероисповеданий, на пожертвования московской французской колонии, был сооружён и освящён памятник, поставленный на общей могиле французских воинов, павших в Москве в сентябре-октябре 1812 года. Памятник сооружён по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Имеет вид обелиска из необделанного гранита, высотой 3,5 метра, поставленного на трёх гранитных ступенях. На обелиск водружён бронзовый латинский крест. Памятник украшен знаками ордена Почётного легиона, снабжён простой надписью: ««Militaires français morts en 1812» («Французские воины, умершие в 1812 году»). На пьедестале вторая надпись: «Erige par la colonie française 1889» («Воздвигнут французской колонией в 1889 году»). Памятник окружён восемью пушками, представляющими точные копии с французских орудий, брошенных во время отступления в 1812 году. Эти пушки связаны друг с другом цепями, образуя таким образом ограду вокруг памятника.
Все другие следы пребывания французов Москва стёрла. К середине декабря 1812 года было завершено изгнание за пределы России 50-тысячного остатка некогда великой и непобедимой более чем полумиллионной армии Наполеона. В России остались около 200 тысяч пленных и раненых. Были и итальянцы, и поляки, и португальцы, и испанцы. Многие (около 100 тысяч) умерли, еще где-то тысяч 60 отбыли «по месту непосредственной прописки», а 40 тысяч остались. Кто-то стал инженером, кто-то предпринимателем, кто-то гувернёром...
Фото: И. Нагайцев