Москва104,7 FM

О жизни в домах-коммунах

31/10/2025

Основная часть конструктивистских домов располагается в центре Москвы в зоне от Садового до Камер-Коллежского вала (современное Третье транспортное кольцо), в 1920-1930-х годах активно застраивалась именно эта городская территория. В то время страна оправлялась после Первой мировой и Гражданской войн. Было не до жиру.


Не самым распространённым, но интересным типом конструктивистского жилья стали дома-коммуны. По сути — апартаменты-капсулы. В основу их концепции легла идея французского социалиста-утописта Шарля Фурье (жил в XVIII-XIX веках), который описал в своих работах так называемый «фаланстер» — дворец, рассчитанный на совместное проживание 1800 человек. Такой дом должен был объединить весь быт, досуг и даже воспитание подрастающих поколений жильцов в духе коллективизма.


В СССР строительство подобных, но не столь масштабных домов началось в 1928 году. Вместо квартир в таких зданиях выделялись «спальные кабины». Например, в доме-коммуне на ул. Орджоникидзе их размер составлял всего 2,7 на 2,3 метра, окна не были предусмотрены. Предполагалось, что в этих помещениях люди будут только спать, а остальная жизнь будет протекать в общественных зонах — банях, столовых с кухней-фабрикой, библиотеках, физкультурных уголках. Наиболее известные образцы этого направления в столице — это дом-коммуна «Изотерма», студенческий дом-коммуна Текстильного института, дом-коммуна в 4-м Сыромятническом переулке.


После зародилось первое поколение советской элиты — инженеров, руководителей, военных, которым требовалось дать отличное от простых рабочих качество жизни. Поэтому ни о каких «спальных кабинах» речь уже не шла — в конструктивистских домах появляются квартиры с полноценными спальнями, гостиными и даже комнатами для прислуги (как, к примеру, в Доме на Набережной). В Доме Наркомфина, в частности, появляются двухуровневые квартиры. Но всё ещё раздельно проектировались блоки для семейного проживания и «одиночек», то есть полностью от идеи «коллективного человека» архитекторы не отказались. В этих домах, как правило, по-прежнему отсутствовали кухни (или они были очень маленькими). Среди примеров таких домов можно назвать Комплекс общежитий Института красной профессуры, жилые дома артистов МХАТ в Брюсовом переулке.


В октябре 2025 года снесли дом «Изотерма» на углу Нижнего Кисельного переулка и Рождественки. Мы помним в нём коммунальную квартиру без кухни. Плита там стояла в изножье кровати, а уроки дети делали на подоконнике, так как в комнате не хватало места для парты. Поэтому-то известие о сносе этого дома-коммуны не вызвало у нас волнения — мы всё так же не согласны с тем витком развития, к которому мы вернулись: квартира-студия никак не дворец, общественных зон много, но в них неуютно, а стремление иметь хоть «плохонький», но «свой» угол рано или поздно поменяется на «здоровое к себе отношение».


Кстати, в 1847 году помещик и общественный деятель М. В. Петрашевский построил для своих крепостных фаланстер по Фурье. В том же году крестьяне подожгли фаланстер.