В Москве на рейде Южного речного порта находится интересный артефакт. Его нельзя пощупать, увидеть или услышать. Но он там точно есть как в математике – точка отсчета. Здесь расположен Нулевой километр Единой глубоководной системы.
Единая глубоководная система Европейской части России — система внутренних водных путей России протяжённостью 6500 километров, связывающая Белое море, Балтийское море, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря. Образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков. Гарантированные глубины на всем протяжении системы не менее 4,5 метров. Это позволяет проходить по системе не только речным судам и судам класса река-море, но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.
Надо сказать, что этот Нулевой километр находится поблизости от второй учетной единицы, которая появилась где-то почти в то же время, что и русский флот.
Алексей Михайлович Тишайший, русский царь, отец Петра Великого любил добираться в одну из лучших своих загородных резиденций на дощанике – огромной деревянной плоскодонке (говорят, что ее длинна была около 20 метров). А если ехать по суше, то по Серпуховской дороге, сворачивая в Нижних Котлах на Старокаширское шоссе. Это все в Нагатино-Садовниках. И была небольшая проблема: версты в ту пору были не отмеренными.
Что такое столбовая дорога? Это царская дорога, по которой стоят верстовые столбы. Зачем они нужны? Во-первых, ориентироваться, во-вторых, чтобы знать пройденное расстояние, в третьих, для статуса – проселок от проспекта как еще отличить?
Так вот, Алексей Михайлович Тищайший велел поставить между Коломенским и московской заставой «образцовые» верстовые столбы. Отсчет велся от Коломенского. Столбы были очень высокими – почти 4 метра, с навершиями в виде двуглавых орлов.
Сын продолжил дело отца: если в допетровскую эпоху мерили все локтями, пядями и саженями, то при Петре Алексеевиче в почете и уважении стали линейки, транспортиры и прочие точные приборы. До изобретения метрической системы еще было некоторое время, но эталон и точки отсчета уже стали общепринятыми. И находятся все там же.
И, кстати, именно при Петре Великом были построены первые каналы, которые сегодня входят в Единую глубоководную систему. Под руководством инженера Михаила Сердюкова в 1703 году была создана Вышневолоцкая система гидросооружений, впервые соединившая водным путём Волжско-Камский бассейн с Балтийским морем через реки Тверца, Цна и искусственный канал со шлюзами.
Тогда же через небольшие речки Упа, Шат и Ивановское озеро был построен канал с 20 шлюзами, соединивший реки Дон и Ока. И так далее...