Москва104,7 FM

Необычный мост и посёлок Института Пути: история Бескудниковской ветви

30/04/2025

Пойдем сегодня в Бескудниково. Ну или в Свиблово. Там есть мост, по которому мы с вами перейдём с берега на берег. Мост уникальный. У него фермы «наоборот». Мы все привыкли, что несущие фермы полукружьем наверх, а у этого же моста, действительно, всё наоборот — фермы внизу, «езда поверху».


Таких мостов в России осталось только два, а на территории СССР их было три. Один — на Кругобайкальской дороге через реку Шабартуй, второй — в Латвии через реку Резекне. И третий здесь, в Москве. Это — дореволюционный проект. 1890-е годы. История Московского моста такова...


Одноколейная Бескудниковская железнодорожная ветка была сооружена Саввой Мамонтовым в начале 1900-х годов и до постройки Савёловского вокзала соединяла Савёловское направление Московской железной дороги с Ярославским вокзалом. В месте пересечения путей с Яузой был перекинут металлический клёпаный мост с ездой поверху. Новое значение железная дорога приобрела с постройкой на северной окраине Москвы в Свиблово в конце 1920-х годов Института пути Народного комиссариата путей сообщения СССР, первого в мире специализированного института транспортного строительства.


Бескудниковская ветка использовалась для обкатки новых поездов, в том числе первых советских пригородных электричек, а мост через Яузу был оборудован датчиками, которые определяли уровень предельной нагрузки при прохождении состава. Также неподалёку от моста располагался карантин для сельскохозяйственных животных, которых привозили на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Посёлок Института Пути и основные здания его сохранились. Это очень любопытный конструктивизм. И так как территория института долгое время была режимным объектом, он почти не тронут переделками.


Современные улицы Ивовая и Вересковая, Просвещения, Тенистый и Игарский проезды — всё это часть автономного посёлка, где жители изучали составы и пути, материалы и их сопротивление, копали тоннели и ставили маячки на стенки тюбингов, совершенствовали механизмы и путейное оборудование. Любопытно, что до вхождения в состав Москвы, городок Института пути был полностью автономным с точки зрения систем жизнеобеспечения… В городке была своя котельная, водопровод, сеть магазинов, стадион, каток, школа, клуб, детские сады, поликлиники взрослая и детская, пожарная часть, канализация с очистными сооружениями.


А ещё в 1934 году в прессе прозвучало очень любопытное соображение. «Вечерняя Москва», август 1934 года: «На днях начнет работать первая в СССР и в мире производственная лаборатория искусственного климата. Её открывает Институт пути НКПС. В специально построенном здании разместились машины, производящие ветры, конденсаторы, дающие холод, осушители, увлажнители… В специальных камерах экспериментаторы смогут создавать различные климатические условия». Кажется, эксперименты с погодой вышли на новый уровень.