Москва104,7 FM

Начало строительства Московского метрополитена

04/06/2025

Давайте мы расскажем вам о начале строительства московского метрополитена. Нам на Русаковскую, 13. Сегодня всё весьма буднично. Ничего (кроме маленькой стелы), не напоминает о стройке века.


В середине декабря 1931 года именно здесь, у Митьковского виадука, был заложен опытный участок строительства тоннеля по парижскому способу. «...первых семь рабочих. Где-то им купили полушубки и валенки, Метроснаба ещё не было. Значит, отправили их копать. Жители прилегающих домов смотрели, что тут делается. Какой-то странный наклонный ход во дворе одного дома». Так описывал начало строительства очевидец. Хотя Лазарь Каганович тоже был.


У всех было огромное количество сомнения в осуществимости замысла весьма примитивными методами — кирка, тачка, лопата, маленький фонарик. Партия в том году утвердила часть схемы, а именно сооружение шести радиусов общей протяжённостью 58,4 км. Сдать в эксплуатацию первые линии общей протяжённостью 11,5 км предстояло до конца 1933 года. Напомним — труд не был механизирован, а средний рабочий-землекоп в день может выбрать около 3 кубометров грунта. А перед ними было только 700 дней и километры разных пород.


12 февраля 1932 года произошла авария: при проходке натолкнулись на грунтовые воды. На соседних с шахтой зданиях появились трещины, лопнула труба водопровода, снабжавшего близлежащую фабрику минеральных вод, шахту полностью залило водой, а фабрика остановилась. При расследовании аварии было установлено, что в этой местности раньше было много прудов, засыпанных в XIX веке, — хотя, знай они историю Москвы, это не было бы для них неожиданностью.


Не знали и как строить... Существовал и был известен в Москве так называемый берлинский метод — работа траншейным способом: выкапываешь где тебе надо котлован 7-10 метров, все гидроизолируешь, потом кладешь основание, крышку из бетона и пускаешь поезд к сроку. Дёшево и сердито. Парижский метод более бережный к застройке и трубам канализации, но тут дело в геологии: невозможно предсказать, где ты столкнёшься со сложностями. Щитовой способ прокладки тоннелей, практиковавшийся в Англии и Америке, хотя и облегчал проходку в водоносных слоях, очень сложен и требует импорта дорогостоящего оборудования.


До конца 1932 года из запланированных 498 м реально было пройдено всего 68 м. Прошло 16 месяцев с начала, но не было утверждённого технического проекта, на основе которого можно было бы начать детальное проектирование, не говоря уже о самом строительстве. Заместитель начальника Метростроя инженер Осколков осенью 1932 года написал заявление об уходе, заметив, что дешевле купить каждому десятому москвичу автомобиль, чем построить метро.


Но ведь построили! И в 1935 — запустили.