Москва104,7 FM

«Маршрут Обороны Москвы»

16/04/2025

В далёком 1974 году одна из ветвей моей семьи получила ордер на квартиру в новостройке. Типовая серия II-57, в народе называемая «китайская стена» (дом в 12 этажей с 10 подъездами с 4 квартирами на этаже) — то есть 450 квартир. Дом поставили на бывшей свалке (её, конечно, рекультивировали) по факту — в чистом поле. Многие шутили, что «китайская стена» не потому, что в ней много квартир, а потому что так же далеко, как до Великой китайской стены. И, правда, 138 и 739 маршруты ходили раз в день по обещанию. И пусть квартиры в ней давали от Совета ветеранов и от Министерства Обороны, очень долгое время никакой сопутствующей инфраструктуры в районе не было. Семья продала ту квартиру ещё в 2002 году. Но, как понимаете, так как мой дед и отец высаживали все деревья вокруг дома вместе с соседями и жила там старшая ветвь семьи, меня с этим домом связывает большое число воспоминаний.

 

Это — Прибрежный проезд, 7. Обычная панелька. Всего таких домов в одной Москве было построено более 300. Табличек о знаменитых жильцах на доме нет (но всё впереди — наши имена ещё напишут, когда сделаем чего-нибудь заметное). Мои бабушка с дедушкой были очень хлебосольными и любили закладывать семейные традиции. Одной из таких традиций была встреча с бабушкиными однокурсницами у неё дома. Привозили разные кулинарные шедевры, обменивались рецептами, сплетнями и новостями, щебетали и гутарили. Нина Ивановна после института (а она училась в нём во время Великой Отечественной войны) стала учителем русского языка и литературы, закончив так называемый «Московский областной пед имени Крупской» (сегодня он называется Государственный университет просвещения), а вот её подруги — кто экскурсоводом в Кремле, кто переводчиком-синхронистом, кто методистом и редактором в издательстве. Помню, когда мне было лет 7 или 10, я присутствовал на одном таком «слёте». И вскрылись удивительные обстоятельства.

 

Дед (кадровый военный) предложил девочкам взять внука и прогуляться. Было прохладно (дело было осенью), и мы пошли в парк Левобережный. По мере того, как мы гуляли, дамы постепенно менялись в лице — они узнавали те места, где осенью 1941 года студентками строили Рубеж обороны. Они безошибочно нашли местоположение командного блиндажа, места подвоза материалов, установки дотов, вспоминали, как 17-18-летними девчонками долго не могли понять, как поставить «бревно на попа», а из-за дефицита лопат копали с неделю землю деревянными лопатами, которые сделал для них инвалид-ложкарь.

 

Сегодня, когда я гуляю здесь — а такое бывает, я за благоустройством часто вижу следы войны, которые когда-то были объединены в единый ветеранский маршрут — «Маршрут Обороны Москвы», который шёл через весь Левобережный район в Бусиново.