Николай II ещё в начале Первой мировой войны ввел сухой закон. А в 1924 году его отменили. Появилась потребность в стеклянной таре и стеклянной посуде – водку и вино надо было во что-то разливать и из чего-то пить. Большевики стали срочно восстанавливать стекольные производства. Так в 1924 году вновь заработал старейший в России Гусевский стеклозавод (ныне город Гусь-Хрустальный Владимирской области), остановленный ещё в 1918 году.
Только называться он стал «Стеклозавод имени Бухарина». Большевики не стеснялись при жизни ставить себе памятники. Имя Николая Ивановича Бухарина, видного деятеля Советской России, завод носил до 1937 года, до того, как Бухарин был объявлен врагом народа и расстрелян.
Но имя Бухарина, как и продукция стеклозавода (бутылки нового образца, стаканы, рюмки, стопки и т.д.), неотделимо теперь от пития. Сначала «бухариками» стали называть то, из чего пили. Этому способствовало ещё и то, что продукция завода была клейменая – на донышке питейной посуды была надпись «завод им. Бухарина».
К концу 1930-х годов термин «бухарик» приобрел современное звучание – это неумеренно пьющий человек, но ещё не алкоголик. В 1940-ые годы закрепились производные «бухать», «бухнуть», «бухло» и т.п.
Николай Иванович при жизни в Москве удостоился и ещё двух наименований – его имя носил Бухаринский трамвайный парк (он был на месте трамвайного ремонтного завода, основанного в 1908 году на улице Волочаевской) и улицы – Бухаринской была как раз Волочаевская, до 1937 года. А сам Бухарин родился в Москве, в семье (ни за что не догадаетесь!)... школьных учителей.
Ну а теперь – к рюмке.
Когда-то у людей не было привычки ходить в трактиры – предпочитали домашний круг. Тогда Пётр I обязал владельцев московских трактиров «заманивать» посетителей: снижать цены и предлагать первую рюмку водки бесплатно. Император считал, что после этого гости обязательно останутся в трактире и закажут что-то ещё. Однако посетители выпивали бесплатную рюмку и уходили.
Чтобы не терпеть убытки, владельцы питейных заведений решили сделать для первой рюмки специальную емкость. Она получила название «муха» из-за маленького объема в 10–15 миллилитров (это примерно одна столовая ложка) и небольшого размера. Существует легенда, что такое название придумал один из посетителей. Якобы, увидев рюмку, он оскорбился и сказал, что из нее может пить только муха.
Указ Петра I не принёс трактирам популярности. Посетители стали хитрить: они ходили по нескольким трактирам и в каждом пили по одной маленькой рюмке. И ходили потом «под мухой»... Традиция утрачена – сейчас всюду ЗОЖ.