Москва104,7 FM

История Красных ворот

27/01/2025

В газете «Вечерняя Москва» № 202 от 3 сентября 1926 года можно прочитать следующую короткую заметку: «Прошлое Красных ворот. (Доклад в Историческом музее). В своём докладе архитектор Виноградов вчера привёл интересную справку о Красных воротах. Реставрация близится к концу. Скоро ворота предстанут в таком же виде, какими были полторы сотни лет назад. Но почему они — Красные? А очень просто: когда-то эта арка открывала дорогу к Красному селу и Красному пруду. Поэтому их и назвали красными. Это одно из творений зодчего князя Ухтомского, который сыграл в Москве ту же роль, что прославленный Растрелли в Петербурге. Красные ворота, тогда деревянные, в своём первоначальном виде существовали долго. Лёгкую деревянную постройку быстро поглотил один из московских пожаров и вместо неё, на деньги купцов, Ухтомский построил новые ворота, на этот раз из камня».


Босяцкое объяснение происхождения названия и указание на московское прекраснодушное купечество в качестве спонсоров строительства ворот — это артефакты эпохи. Конечно, красными их называли потому, что считали красивыми, построили во времена Петра Великого, а князь Ухтомский над ними поработал во времена правления дочери первого русского императора, которая и оплатила это строительство. Стояли они на пути следования войск из Немецкой слободы в Кремль после возвращения воинского контингента с Северной войны.


После победы в Полтавской битве в 1709 году Пётр I приказал построить деревянные триумфальные ворота для торжественной встречи возвращавшихся войск. Ворота на Мясницкой улице у Земляного города, ставшие первой в России триумфальной аркой, неоднократно горели и перестраивались. Так, к своей коронации в 1724 году Екатерина I распорядилась поставить на том же месте новые ворота. В 1732-м постройка полностью сгорела и была восстановлена через десять лет к следующим коронационным торжествам. Кортеж императрицы Елизаветы Петровны во время церемониального проезда должен был проследовать из Кремля в Лефортовский дворец через триумфальную арку.


В 1748 году ворота вновь сгорели в пожаре. По распоряжению Сената скульптору и архитектору Дмитрию Ухтомскому было поручено возведение каменной версии деревянной арки Екатерины I. Постройка сохранила общие формы и элементы старых ворот, однако была выше предыдущей. Выполненное в стиле барокко архитектурное сооружение было богато украшено лепниной, росписью и бронзовыми фигурами. Строение украшали порядка 50 изображений, олицетворявших «Величество Российской Империи». На воротах были

представлены гербы губерний Российской империи, а над пролётом помещён портрет Елизаветы в блестящем ореоле. Облик ворот дополняли восемь золочёных статуй — аллегорий Мужества, Верности, Изобилия, Бодрствования, Экономии, Постоянства, Меркурия (Торговли) и Милости. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Макет можно увидеть в архитектурном музее, а саму постройку снесли в 1927 году — мешала трафику на Садовом кольце.

До перехода на сайт осталось 30