Москва104,7 FM

История автомобильного движения в Москве

21/06/2024

Давайте для начала почитаем дореволюционную московскую прессу.

Газета «Утро России» (1910 год):

«28 февраля автомобиль гостиницы «Метрополь», следуя от Смоленского рынка по Арбату, налетел на автомобиль Сибирского банка, только что выехавший из Б. Афанасьевского переулка. Произошло столкновение, при котором оба автомобиля разбиты.»


Газета «Русское слово» (1910 год):

«Вчера, поздно вечером, компания нескольких мужчин и дам возвращались на автомобиле № 27 с Воробьевых гор. По дороге автомобиль налетел на столб и перевернулся. Все пассажиры вывалились. Шофер, поднявшись, поспешил скрыться. Некоторые из ехавших сумели сами добраться домой. На месте остались получившие более сильные ушибы мужчина и женщина; у мужчины сильно поврежден нос. Их обоих подняли и доставили в ближайшую городскую больницу.»


В 1910 году автомобильное движение в Москве было уже вполне рабочим. И ДТП случались, конечно. Лошади пугались звука клаксона, трамваи сходили с рельсов, если вагоновожатый погорячился со скоростным режимом, кто-то откровенно путал педали. Бывало все. И летальные исходы тоже.


После революции, 12 октября 1918 года, в постановлении СНК «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах. Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, вёдрами и другими красильными принадлежностями по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали бы своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперёк тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице…».


А вот Валерий Чкалов, летчик, в 1930-е, например, писал так:

«Нигде нет такого беспорядочного движения, как у нас в Москве... Я, например, перестал ездить на автомобиле, потому что в воздухе в самых трудных, самых опасных полетах, я чувствовал себя спокойнее, чем на московских улицах, где люди перебегают дорогу, где взбредет в голову...»


Иногда кажется, что ничего и не поменялось. Только вот ГИБДД обратно в ГАИ переименовали. А в 1918 они назывались ОРУД – Организация уличного движения. В общем, переходя дорогу, смотрите по сторонам.

До перехода на сайт осталось 30