В Москве есть замечательный Хлебный переулок.
От Никитских ворот города шла Волоцкая (Новгородская) дорога на Волоколамск и далее на Новгород, от Арбатских — Смоленская дорога на Смоленск. Между этими дорогами находилась так называемая Поварская (Кормовая) слобода Земляного города, в которой жили повара, пекари, скатертники и другая обслуга царского двора. От неё остались названия переулков: Скатертного, Столового, Ножового, Хлебного, Поварской улицы.
В частности, хлебопёки государева хлебного двора располагались за ручьем Черторый (протекавшим параллельно нынешнему Мерзляковскому переулку). От него местность плавно поднималась к западу. Название Хлебный переулок (ранее — Хлебная улица) известно с XVIII века.
Слободы постепенно приходили в упадок, все меньше здесь пахло калачами, караваями и багетами. Постепенно эта часть Земляного города стала довольно аристократической. Большая часть застройки имеет отношение к XIX веку, хотя, конечно, есть и более поздние вкрапления.
Чтобы попасть сюда на живописную прогулку, стоит за Домом полярников на Никитском бульваре, свернуть во двор дома Николая Васильевича Гоголя, рассмотреть памятник работы Н. Андреева – сидящего Гоголя (кстати, по легенде, на фризе в образе Тараса Бульбы изображен Владимир Гиляровский) и мимо шлагбаума выйти в Мерзляковский переулок. Почти сразу с правой руки будет виден старейший дом этой местности -- он построен где-то в 1770-е годы. Пострадал в пожаре 1812 года, был реконструирован и сдавался внаем. Мы знаем, что тут мог бывать в гостях Александр Сергеевич – тут жил его хороший приятель, а в середине XIX века тут некоторое время была редакция «Московской газеты». Издавал и редактировал газету русский краевед и учёный-статистик Николай Бочаров.
Газета придерживалась консервативного направления, печатались статьи о городском хозяйстве, земских делах, судебный указатель, театральная и музыкальная хроника, иногородняя корреспонденция, промышленно-торговая хроника, ценники, сентиментальные повести, бесцветные стихи. Иногда газета помещала очерки, обличавшие взяточничество и служебные злоупотребления чиновников, повести из народной жизни. В общем, ценный источник.
Чуть дальше – под номером 15 – дом с «уставшими» львами: дом Грибова. По желанию хозяина дома композиция фасада во многом повторила дом князя Н. С. Гагарина на Новинском бульваре (архитектор О. И. Бове, 1817 год, в 1941 году разрушен авианалётом), фасад которого, в свою очередь, восходит к дому Разумовских на Гороховом поле.
Дальше становится все интереснее: на углу с Ржевским переулком мы видим дом из киноленты «Семнадцать мгновений весны» – личный дом архитектора С. Соловьева. на его фасаде каменные изображения пантеры, летучей мыши и совы. Сохранился и почтовый ящик.
Ну и регулярный деревянный особняк за номером 22, в котором офисы и художественные мастерские, завершит наш с вами парад московских видов. Сходите, посмотрите.