Особняк, о котором мы решили вам сегодня рассказать, стоит на углу улицы Пречистенка и Пречистенского переулка и известен всем как Дом Учёных. Ну а любителям творчества Михаила Афанасьевича Булгакова ещё и как дом, у ворот которого сидел Шарик из «Собачьего сердца» и наблюдал за гражданином, вышедшим из дома «Центрохоза».
В 1865 году миллионер, крупный промышленник Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые ещё в ХVIII столетии производили полотно и парусину, приобрёл старинную усадьбу на Пречистенке на имя жены — Александры Ивановны Коншиной. Сразу после покупки Александра Ивановна несколько расширила владения и переустроила особняк, но настоящие преобразования ждали дом и участок уже после смерти миллионера. У него было более 10 миллионов рублей золотом. И всё досталось вдове. Она ликвидировала промышленное предприятие мужа, продала фабрику его братьям и стала жить одна в своём доме.
По воспоминаниям современников, жила она в окружении невероятного числа кошек, управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец, а всеми делами ведал адвокат Александр Фёдорович Дерюжинский.
Ну а кошкам, естественно, нужен комфорт, поэтому в период с 1901 по 1910 годы по проекту архитектора Гунста дом приобрёл свой нынешний вид. Денег не жалели. Вместо кухни со стороны двора был пристроен двухэтажный объём зимнего сада в виде полуротонды, тогда же был оформлен парадный въезд в усадьбу со стороны улицы с аллеей, а в саду, выходящем на Пречистенку, появился фонтан. Завершилась перестройка возведением каменной ограды и парадных ворот со львами на пилонах. Интерьер зимнего сада был выполнен в неоклассическом стиле: был использован приём атриума — внутреннего двора, который завершался световым фонарём. В отделке интерьеров использовали натуральный мрамор, привезённый из Италии.
На первом и втором этажах насчитывалось 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки. Площадь каждого этажа составляла около 800 квадратных метров. В доме был водопровод, канализация, специальная система вытяжных пылесосов, а сантехнику для ванной комнаты привезли из Англии. Имелось даже специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур. В общем, «шарман-балдёж», как говорится.
Пожила в роскоши Александра Ивановна недолго — в 1914 году её не стало, а дом пошёл по рукам наследников и судам. В 1922 году его отдали науке — по инициативе Горького и Андреевой здесь создали научный и культурный центр для общения и отдыха учёных и инженеров, проведения встреч с деятелями государства и культуры, музыкальных и литературных вечеров, популяризации науки в Москве. При ЦДУ до сих пор работают тематические секции, студия художественного слова, клуб любителей бега, также открыты два концертных зала. Работает даже устный журнал «Наука и творчество». А многие москвичи приходят в кафе — тут и цены демократичные, да и обстановка роскошная.




