В Москве, на улице Большая Якиманка, стоит дом, который очень любят рассматривать москвичи, правда, обычно с противоположной стороны улицы — от храма Иоанна Воина. Большое видится на расстоянии, как известно. Дом-терем интересен и тем, что в него почти никто и попасть не может: это резиденция посла одной из европейских стран, а значит — территория другого государства. Пойдемте и мы на него посмотрим.
Владелец Большой Ярославской мануфактуры, «текстильный король» и золотопромышленник Николай Игумнов, скорее всего, очень ценил свою малую родину. Поэтому на участке, купленном для его семьи на окраине города (на Якиманке) в 80-е годы XIX века решил выстроить себе дом, очень напоминавший ярославскую архитектуру. Красный кирпич для дома, впрочем, привезли из Голландии, а вот изразцы заказали на заводе короля фарфора Кузнецова. Архитектор Николай Поздеев был выписан специально из Ярославля, а за внутреннюю отделку отвечали Петр Бойцов и Иван Поздеев, брат Николая. Не дом, а сказка. Стал, наверное, самым ярким образцом русского стиля в Москве. Рисунки для изразцов сделал художник-керамист С. Масленников (интересно, что после завершения работы на Якиманке он уехал в Миргород, и работал в художественно-промышленной школе имени Гоголя). Интерьеры дома — роспись на стенах, растительные орнаменты — всё это сделано также в русском стиле, но часть дома больше напоминает Лувр — такое сочетание классицизма и «а-ля-рюс» было в то время очень модным.
По городским легендам, хозяин дома замуровал где-то в доме свою любовницу за неверность, а также на новоселье устроил пляски с гостями на золотых монетах, на которых был изображен император. Якобы, кого-то из гостей Игумнова этот факт не оставил равнодушным, императору доложили — и Игумнов был отправлен в Абхазию в 1901 году. Документальных подтверждений этой истории нет. Есть более правдоподобная версия — дети не захотели жить с отцом в Москве, тот охладел к семейному гнезду и продал дом на благотворительные нужды великой княгине Елизавете Фёдоровне, а сам уехал в Абхазию, в село между Гагрой и Пицундой, где основал рыболовецкое предприятие и построил консервный завод, еще купил около 700 гектаров земли (а по факту болот) и организовал осушение заболоченных участков и высадку саженцев манго, киви, табака и мандаринов, бамбука. Посадочный материал был закуплен в Турции.
После революции в сказочном тереме расположился Институт Мозга и экспериментатор Богданов, практикующий переливания крови, затем — дом пионеров. С 1938 года здесь расположена резиденция посла Франции, рядом с теремом в 1979 появилось и современное здание, но торжественные приемы и вручения орденов Почетного Легиона проходят в хорошо сохранившихся залах дома купца Игумнова.
А Игумнов после революции оставался в Абхазии, в ставшем уже родным ему селе Алахадзы, где работал агрономом в совхозе на созданном им же предприятии.