Почитаем 100-летнюю прессу. Вечерняя Москва, 1925 год, 11 мая. Маленький фельетон.
Солнечные ванны
Три дня он мотался всё в поисках дачи:
Туда и сюда то «рысцою», то «вскач»,
Но всё неприятность, но всё неудачи,
Все заняты дачи, свободных нет дач!
Но вот на четвёртый - нашёл он трущобу.
– Прелестная дача! - хозяин вздохнул,
И, смерив глазами «счастливца» особу,
700 целкачей за сезончик загнул.
И дачник от злости и желчи багровый,
Багровый, как солнечно яркая медь,
Восклинул: – О, что вы!…
Скажите за что вы
Меня захотели ограбить, раздеть!…
– Раздеть? - улыбнулся хозяин лукаво,
И тихо добавил: - хочу у вас раздеть,
Для вашей же пользы, поверьте мне, право,
Чтоб лучше могли бы вы здесь загореть!
СТЕПАН БЕЙНАРОВИЧ
Для нас с вами не столь важно качество этого стиха, сколько указание на стоимость сезона в трущобе на лето. Всё как положено: вода в колонке, туалет на улице, завалинка, чахлый палисадник, 10 километров от транспорта по полям. Сезон — до августа, то есть по 200 рублей в месяц. И это же только крыша над головой. А сколько ещё предстояло трат...
В период НЭПа многие москвичи продолжали ехать за город по ставшей модной в конце XIX века традиции — дачного подмосковного отдыха. Концепция 6 соток ещё не была разработана, поэтому стародачные посёлки пользовались большой популярностью. В Москве можно записаться на экскурсии по архитектуре этих самых дач 20 и 30 годов ХХ века. Это будут и Малаховка, и платформы Отдых и Кратово, и Кусково, и Химки, и Тайницкая, и Перловка. До революции активно развивались дачные посёлки в Новогиреево и Видном, в Алтуфьево и Перово.
Сегодня почти все они уступили своё место новостройкам. И атмосфера уже не та. Однако, меньше чем за 200 рублей можно побывать на даче «здорового человека». Едем до станции метро Физтех или до платформы Марк. И нам — в сторону Челобитьевского шоссе. Парк площадью 10,17 гектаров простирается вдоль Архангело-Тюрикского переулка. Располагавшаяся здесь с XVI века усадьба «Архангельское-Тюриково» получила своё двойное название по имени первого владельца, боярина Фёдора Дмитриевича Всеволожа по прозвищу Турик, и по названию местного села Архангельское, в свою очередь, получившего имя в честь возведённой в нём церкви Архангела Михаила. А в конце XIX века это имение купил себе предприниматель Гуго Марк, который и построил одноименную платформу — чтобы на поезде доезжать до дачи. Зданий не сохранилось — сильно пострадали в мае 1915 года.
Парк состоит преимущественно из зелёного массива, рекреационную инфраструктуру составляют прогулочные дорожки и скамейки. Из-за схожего с лесами Европы состава деревьев, в парке усадьбы были сняты несколько эпизодов фильма «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц прогуливался с фрау Заурих и застрелил агента Клауса. Проходящее по южной границе парка Челобитьевское шоссе сыграло в фильме роль трассы Берлин-Берн. После этого парк получил у жителей ещё одно, неофициальное название «Баварский лес». И загорите, и окультуритесь.