Какие два завода построил Александр Бари в Москве?
Наверное, стоит для начала рассказать, кто такой Александр Вениаминович Бари? Это — талантливый инженер и предприниматель, основатель одной из первых в России (и точно первой в Москве) инжиниринговой компании. Он был из семьи публициста, который состоял в переписке с Карлом Марксом и из-за этого был вынужден уехать из России. Папа жил в США, когда Александр закончил учебу в Цюрихе, он решил воссоединиться с семьей и так как у него не было денег на поездку в США, он устроился помощником механика на какой-то пароход. Пожил в Америке, набрался опыта и контактов, приехал в Россию.
В 1880 в канцелярию московского генерал-губернатора было подано прошение американского гражданина А. Бари, отставного инженер-подполковника Н. Сытенко и титулярного советника Н. Рубинского: «О разрешении устройства и открытия нефтяного завода в Московском уезде». Было организовано Товарищество русско-американского нефтяного производства с основным капиталом 375 тыс. рублей, занимающееся переработкой бакинской нефти на принадлежащем ему нефтеперерабатывающем заводе в Кусково. Завод в Кусково состоял из восьми нефтеперегонных кубов, вырабатывавших керосин, астралин, смазочное масло и минеральный дёготь.
По словам очевидца, описавшего завод, он находится в Выхинской волости, в приходе Кусково, на собственной земле Товарищества, смежной с полотном Нижегородской железной дороги. Нефть доставляется по реке Волге из Баку в Нижний Новгород, а оттуда цистернами по железной дороге на Кусковскую платформу… Для хранения нефти на дворе завода есть несколько герметичных резервуаров, врытых в землю и вмещающих 5000 ведер нефти каждый. На заводе работает 15 человек. Не слишком успешный Кусковский завод удалось позже продать предпринимателю Петру Губонину, который усовершенствовал технологический процесс.
В том же 1880 году в Москве Бари основал фирму под названием «Техническая контора инженера А. В. Бари», куда он пригласил на должность главного инженера и технического директора В. Г. Шухова.
В первые годы основным направлением деятельности Конторы были изготовление и монтаж металлических нефтяных резервуаров и нефтяных станций.
Через несколько лет фирма изготовила первый образец нового парового котла конструкции инженера Владимира Шухова. Чтобы наладить серийное производство эффективных паровых установок, было принято решение о строительстве предприятия, получившего название «Котельный завод А. В. Бари». Завод был построен в феврале 1894 года в Симоновой слободе, неподалёку от Тюфелевой рощи. Фирма строила речные и рейдовые нефтеналивные металлические баржи на собственных верфях в Царицыне, а затем в Саратове. Строились и другие объекты: нефтепроводы, зерновые элеваторы, железнодорожные мосты, гиперболоидные сетчатые башни (в том числе именно на котельном заводе Бари в 1895 году по проекту и под руководством В. Г. Шухова была создана первая в мире гиперболоидная башня), металлические сетчатые перекрытия.
«Строительная контора инженера Бари» принимала участие в реконструкции Мытищинского водопровода и в строительстве Мытищинского вагоностроительного завода.