Так часто бывает, что со временем вещь теряет свое первоначальное значение. Вот, например, знаете ли вы, что современные дети не умеют набирать номер абонента на дисковом телефоне? Для них последовательность действий далеко не так очевидна, как для нас. Другой пример: совсем недавно один из моих собеседников рассказал, что его дочь знает, что для оплаты покупки необходимо воспользоваться картой, а наличные деньги для нее — из разряда экзотики. Но, впрочем, кому жемчуг мелкий, а кому...
Рассказать я хотел сегодня о двух осколках прошлого миропорядка. О стражах города, которые давно потерялись в тени окружающей застройки. Одно из зданий — на станции метро "Сокол", другое — на станции метро "Авиамоторная".
Я говорю о двух пожарных каланчах, построенных в 20-30-е годы на московских тогда окраинах.
Адрес первой — Ленинградский проспект, 71а. Официальное название – Пожарное депо. Это – одна из первых и самых необходимых послереволюционных построек села Всехсвятского, застроенного преимущественно деревянными домами. Еще до революции в 1901 году во Всехсвятском была основана первая пожарная сельская дружина. В 1917 году село вошло в состав Москвы, а в 1920-е годы в нем размещались 22-е отделение милиции и Октябрьское пожарное депо, построенное в 1927–1929 годах. Принадлежащая депо пожарная каланча долгое время была самым высоким зданием в районе. В то время с башни можно было увидеть пожар в радиусе нескольких километров, а сегодня – лишь окна соседних домов. Да и сама каланча лучше видна с противоположной стороны проспекта.
Автор проекта Октябрьского пожарного депо – архитектор Александр Куровский. Построенное в стиле конструктивизма депо включало гараж для автомобилей и пожарную каланчу. По проекту Куровского были возведены и две другие аналогичные постройки, в Рогожско-Симоновском районе и на шоссе Энтузиастов. Интересно, что противопожарные каланчи в больших городах СССР строились вплоть до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу избыточной. А каланчи на Ленинградском проспекте и на "Авиамоторной" стали последними из таких построек в столице.