Москва104,7 FM

Верфь и остров

24/12/2025

Почти 80 лет в акватории Нагатинского Затона работал завод, на котором строились суда. Его закрыли в 2014 году. А на этой неделе рассказали о том, что всего за 22 месяца рядом с Меловым мысом построили новое предприятие полного цикла. Слово «верфь» ассоциируется обычно с деревом, поэтому фасады этого здания отделали деревянными панелями. Но в то же время это предприятие прорывное. Здесь будут строить суда класса «Ледокол» для круглогодичной эксплуатации на Москве-реке. Это будут электрические суда для семи московских маршрутов, которые должны быть организованы к 2030 году. Но давайте по порядку.


Открываем старые карты города. Например, за 1937 год. И обнаруживаем, что в районе Южного речного порта Москва-река выглядит совершенно иначе, нежели сегодня. Когда строили систему обводнения столицы, русло спрямили, создали Нагатинский Затон, в ряде мест насыпали грунт. И там же организовали Московский судостроительный и судоремонтный завод. Начал он с выпуска кораблей проекта 544 «Москвич», которые очень долго использовались в Москве и Подмосковье как главное транспортное судно в пассажирских перевозках. Это медленный, маломощный, но надёжный трудяга: на некоторых маршрутах ещё и сегодня можно встретить суда, которым уже более 60 лет. Затем завод преобразовали, в 2014 году основные мощности перенесли в Рыбинск, а столица осталась без своего завода.


Напротив точки на карте в этом месте (оно носит название Московская верфь, и к ней ведёт улица Судостроительная) со стародавних времён имеется остров. Мы слышали, что его хотят превратить в курорт. Пока же это просто замусоренный кусок московской земли, на который зимой по льду, летом на резиновых лодках приходят редкие энтузиасты.


В 1870-х годах на Москве-реке была построена Перервинская плотина, началось затопление озёр на месте современного Нагатинского спрямления. Здесь были заливные луга, ивовые леса, старицы (старые русла), пойменные болота и озёра, в том числе озеро Кривая Баба, непосредственно располагавшееся в районе Бобрового острова. В 1937 году был построен Перервинский гидроузел, и тут почти везде был подсыпан грунт. На фотографиях немецкой аэрофотосъёмки Москвы 1942 года видны уже сформированный Бобровый остров, отделённый от Нагатинской поймы узкой протокой, старое русло реки и несколько старичных озёр, включая Кривую Бабу. В 1960-х годах было спрямлено русло Москвы за счёт углубления Новинковской старицы и соединения озёр Ближнего Новинковского, Малого Новинковского, Ратного и Кривой Бабы. Было подсыпано более одного миллиона кубических метров грунта и был сооружён спрямительный канал длиной 3,5 километра.


А сегодня рядом выросли здания, больше похожие на космические корабли из дерева. Глядишь, за собой и остальное в этой местности подтянут.


Фото: freepik