Москва104,7 FM

Усадьба Одоевского в Камергерском переулке

09/02/2024

Есть в Москве Камергерский переулок, а в нём стоит, пожалуй, самое известное в этой части города здание, в котором хоть раз, но бывал каждый москвич.

Я сейчас говорю про так называемую усадьбу Одоевского. (Небольшое предупреждение – будет много фамилий и дат).

История участка известна со времён Дмитрия Донского. Если же поговорить о более близких нам временах...


В 1826 году, после смерти князя Петра Одоевского, владение перешло его троюродной племяннице В. И. Ланской. В доме Ланской прожил детские и юношеские годы выдающийся мыслитель, писатель и музыковед князь Владимир Одоевский. У него бывали Веневитинов, Грибоедов, Кюхельбекер, Погодин, Кошелёв, Киреевский.


После смерти Ланской, дом в 1851 году был приобретён у её сыновей Римским-Корсаковым. Новый владелец усадьбы перестроил её. Кстати, Римский-Корсаков был женат на кузине А. С. Грибоедова Софье, которая, возможно, послужила прототипом Софьи в «Горе от ума». Римский-Корсаков вёл жизнь не по средствам, и в 1872 году дом был выставлен на аукцион за долги. На аукционе имение было приобретено купцами Лианозовым и Степановым. После смерти Степанова Лианозов стал единственным владельцем усадьбы.


В 1882 году по заказу Лианозова архитектор Чичагов перестроил здание под театр: большая часть двора между двумя зданиями была застроена сценой, а зрительный зал разместился в центральной части задних комнат особняка. Лианозов сдавал здание театра в аренду различным театральным коллективам. В 1889 году тыльная сторона здания была перестроена под артистические и подсобные помещения, а в 1890 году левый флигель усадьбы перестроен под магазины: здесь разместились винный магазин «Кахетия», кондитерская «Миньон», магазин игрушек «Мать и дитя».


В 1902 году здание было арендовано на 12 лет купцом Морозовым для основанного в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, располагавшегося до этого в саду «Эрмитаж». По заказу Морозова архитектор Федор Шехтель перестроил здание, в результате чего большая сценическая коробка заняла весь бывший двор и существующую до этого сцену. Несмотря на то, что изначально планировалось целиком перестроить фасад театра в стиле модерн, эти планы не были реализованы и фасад сочетает в себе элементы модерна (входные двери, рисунок оконных переплётов, фонарей) и элементы прежней эклектичной обработки. В результате перестройки вместимость театра увеличилась до 1300 мест. Строительство обошлось Морозову в 300 тысяч рублей, при этом проект был выполнен Ф. О. Шехтелем бесплатно.


В 1903 году при здании была смонтирована электростанция и сооружена пристройка, в которой разместилась малая сцена театра. Вход на малую сцену был облицован с обеих сторон голубовато-зеленоватой керамической плиткой, а над ним в 1903 году размещён монументальный горельеф «Море житейское» скульптора А. С. Голубкиной. Но это – лишь малая часть истории этого дома.

До перехода на сайт осталось 30