В этом году отмечается 135-летие со дня рождения великого русского архитектора — Константина Мельникова. Это не громкие слова. Например, современные исследователи из всего многообразия выставочной архитектуры XX века особо выделяют только четыре павильона: павильоны СССР К. Мельникова и «Эспри Нуво» Ле Корбюзье на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года, павильон Германии Миса Ван дер Роэ на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне и построенный в 1995 году павильон (Pavilion for Blueprint Magazine) Захи Хадид под крышей гигантского зала в Бирмингеме.
Тогда, в 1925 году, на международной арене впервые представляли Советскую Россию. Территория, выделенная организаторами выставки под строительство советского павильона, была не только мала (29,5 на 11 метров), но и неудобна для строительства. Через площадку проходили трамвайные пути, которые по условиям парижских властей убирать запрещалось. Поэтому павильон был ограничен не только горизонтально, но и вертикально: подводить под здание фундамент было невозможно. Мельников блистательно справился. По признанию ряда экспертов, павильон СССР стал одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века.
Павильон простоял год, потом его снесли, потом воссоздали на новом месте, в войну он сгорел и восстанавливать его не стали. А вот в Москве творения Мельникова сохранились. Во-первых, это знаменитые гаражи. На Новорязанской улице — тут скоро после реставрации откроется Музей московского транспорта, на улице Образцова — здесь работает Музей толерантности, на Авиамоторной улице (здание будто радиаторная решётка с огромной фарой — зимой это особенно хорошо видно), на Сущёвском валу. Во-вторых, личный дом архитектора в Кривоарбатском переулке. И многочисленные ДК. Один из них притаился на Вятской улице. Дом 41.
Клуб парфюмерной фабрики «Свобода» (трест «Жиркость») построен в 1927-1931 годах в рамках программы клубного строительства профсоюза химиков. Для его строительства в 1927 году был выделен участок непосредственно рядом с фабрикой на территории общественного парка. Форма здания — «цистерна», или «сигара» (цилиндрический объём, вытянутый вдоль улицы и зажатый между двумя прямоугольными корпусами) — являлась аллюзией на резервуары-цистерны, используемые в мыльно-косметическом производстве. Со стороны уличного и паркового фасадов — по два изогнутых в плане пандуса. Архитектор и сам перерабатывал проект, да и потом дом неоднократно «затачивали» под разные цели. Про ДК этот много в литературе искусствоведческой.
Здание несколько раз перестраивалось и даже едва не погибло. Однако столичные власти навели порядок, и теперь клубу вернули первоначальный облик. Можно побывать рядом и внутри, удивиться огромному числу находок и придумок архитектора, тем более что последняя реставрация с приспособлением была научной, а сейчас в тренде нью-конструктивизм. Сходите — посмотрите.




