Москва104,7 FM

анонс

Циркач, бурлак, «король репортёров»: Владимир Гиляровский

25/11/2025

170 лет назад в имении графа Олсуфьева в Вологодской губернии родился будущий «король репортёров» Владимир Гиляровский. Легенда журналистики, автор книг «Москва и москвичи» и «Мои скитания», получивших статус культовых, «Дядя Гиляй» вдохновил Музей русского импрессионизма на новую выставку — «Свой человек. Владимир Гиляровский». И вы уже понимаете, что её пропустить нельзя.

 

Не зря говорят, что Гиляровский прожил несколько жизней. Он ушёл из дома в шестнадцать лет, начитавшись романов-приключений Купера и Рида, и весело скитался по стране, легко сходясь с людьми из самых разных сфер жизни.

 

Русский поэт и прозаик Валерий Брюсов дал блестящую характеристику Гиляровскому в стихах:

 

«Все мы жалки и тощи

В этой дряхлой вселенной,

В мире бледных кикимор.

Слава радостной мощи

Все ж в тебе неизменной,

Гиляровский Владимир».

 

Ещё один король — только фельетона, — Влас Дорошевич работал с Гиляровским в газете «Русское слово» и восхищался опытным коллегой:

 

«Соблазнительно написать биографию Гиляя! Бурлак, казак, рабочий, актёр, спортсмен, репортер, поэт. Какие краски!»

 

Неудивительно, что художественный рассказ о жизни «летучего репортёра» разместился на трёх этажах музея Русского импрессионизма. Его «скитаниям» кураторы посвятили второй этаж выставки. Отсюда стоит начать знакомство с Гиляровским. Путешествуя по городам — Ярославлю, Рыбинску, Казани, Астрахани, — и в итоге став суперзвездой московского общества, он везде заводил знакомства и для каждого был «своим человеком».

 

Близкий друг нашего героя, писатель Николай Телешов отмечал его живое обаяние, которое притягивало всех:

 

«Одновременно дружил Гиляй и с художниками, знаменитыми и начинающими, с писателями и актёрами, с пожарными и с беговыми наездниками, с жокеями и с клоунами из цирка, с европейскими знаменитостями и с пропойцами Хитрова рынка — "бывшими людьми". У него не было просто "знакомых", у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на "ты"».

 

Гиляровский сумел стать своим в светских гостиных, редакциях газет и закопчённых ночлежках; был другом Шаляпина и Чехова; ценил общение с мастерами живописи — Саврасовым, Васнецовым, Кориным.

 

Красочно описал Гиляровского Антон Павлович Чехов, с которым они познакомились в редакции журнала «Будильник»:

 

«Не человек, курьерский поезд. Остановка пять минут. Буфет».

 

А Мария Павловна Чехова, сестра Антона Павловича, отмечала недюжинную мощь писателя:  

 

«Гиляровский обладал огромной физической силой: мог ломать лошадиные подковы, гнуть железные бруски, подымать большие тяжести. Страшно шумный, без умолку говорящий, все время в действии – он своим приездом будоражил всю усадьбу». 

 

На выставке по соседству с Шаляпиным представлен и портрет Чехова наряду с другими представителями артистической среды того времени.

 

Сам герой выставки, Владимир Гиляровский, сверкнёт глазами из-под курчавых бровей и с не менее курчавой папахой на голове с картины Сергея Малютина, которой восхищался сам Репин. Внушительный портрет впервые привезли в Москву из Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина, и он, как магнит, притягивает гостей экспозиции.

 

Рассказ о Гиляровском продолжит его любимая Москва, воспетая в репортажах и книге «Москва и москвичи», к ней в гости надо будет спуститься на цокольный этаж музея.

 

Столица бурно менялась на стыке XIX-первой трети XX века. Вместе с внимательным взглядом Гиляровского, подмечающего быт и нравы москвичей, гости выставки заметят, как на смену купцам приходят уставшие рабочие; как город проживает бум технического прогресса и как кипит жизнь на площадях, в трактирах и на вечерних улицах, залитых электрическим светом.

 

Однажды поселившись в Москве, Гиляровский стал неотделим от столицы. Писатель Александр Куприн в одном из писем товарищу отмечал:

 

«Ах, дорогой дядя Гиляй, крестный мой отец в литературе и атлетике, скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя! Ты – пуп Москвы!»

 

Выставка объединила 234 работы, среди которых есть картины Валентина Серова, Иллариона Прянишникова, Константина Юона, авангардистов Ильи Машкова, Василия Кандинского, Ольги Розановой и самая милая сердцу «дяди Гиляя» — «Переселенка» Сергея Иванова.

 

3 этаж захватил прогресс. В спецпроекте «Пространство технологий» при участии Политехнического музея собрали «чудеса», как называл их Гиляровский, — достижения науки и техники того времени. Сам репортёр любил заглядывать в музей:

 

«Вчера в Политехническом открылась выставка электричества. Публика глазеет на "чудеса" — телефоны, фонографы, лампы накаливания. Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся, а инженеры снисходительно улыбаются».

 

Гости выставки увидят портативные фотоаппараты Кодак — с такими Гиляровский исследовал Москву; полюбуются на телефон Белла и граммофон с мембраной от завода «Электроприбор»; мысленно прокатятся на изогнутых велосипедах и удивятся, как журналисты и писатели не уставали, исписывая блокноты писчими перьями — без шариковых ручек и клавиатуры.

 

Здесь же прогресс вековой давности встретится с умными устройствами нашего времени — в рамках пространства, которое Музей русского импрессионизма придумал в соавторстве с Яндексом. Гостей экспозиции ждут увлекательные лекции и дискуссии с художниками, искусствоведами и экспертами в области технологий в цикле «Время. Люди. Технологии»; и сюрпризы от нейросети Алисы, которая поможет объединить прошлое и будущее. В просветительскую программу выставки также входят творческие мастер-классы для взрослых; комикс-экскурсии для детей и подростков.

 

До конца дней Владимир Гиляровский оставался для москвичей своим. Владислав Ходасевич, поэт Серебряного века, писал о «дяде Гиляе» уже в возрасте:

 

«Нюхая табак и всех хлопая по плечу, всем говоря «ты», походкой Тараса Бульбы, лысый и сивоусый, прохаживался милый старик Гиляровский, стараясь придать свирепое выражение добрейшему своему лицу».

 

Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» ждёт гостей, друзей и поклонников «Дяди Гиляя» до 25 января 2026 года.