Рассказали нам тут про то, что открыли после реставрации Московский Телеграф. Здание было построено в 1927 году в виде монументального замкнутого каре с пятигранной башней. Строили его по прямому заказу мощной организации под названием Наркомпочтель. Народный комиссариат почт и телеграфов. Это было мощное ведомство, значение которого подчёркивает тот факт, что в 1925 году к подъезду с глобусом (его ещё только планировали) перенесли нулевой километр. Раньше он находился у подъезда Почтамта.
Здание спроектировал замечательный архитектор Рерберг. Заказ ему поступил на то, чтобы построить не просто офисное здание: изначальная функция Телеграфа предполагала не просто коммуникационный узел, а целый «мини-город» для работников связи. Помимо аппаратных и операционных залов, здесь были предусмотрены квартиры для руководства, спальни для дежурной смены, библиотека и даже ясли. Проект в архитектуре считается переходным от конструктивизма к стилю ар-деко.
В газетах Центральный Телеграф именовали «механизированным дворцом связи». Какое значение у телеграфа было в советское время — сложно описать. Например, в 1960-е годы в праздничные дни отсюда отправлялось свыше 2,5 миллионов телеграмм в сутки.
Со стороны Никитского переулка на здании располагаются самые точные часы в Москве. Их изготовили в 1870-е годы. Предположительно, в немецкой фирме «Волле». Механические часы надо было заводить раз в неделю. А на звук колокола жаловались все жители Тверской, которые слышали его аж у станции метро «Маяковская». У часов, кстати, есть очень любопытная особенность на циферблате. Тут два ряда цифр: римские — от 1 до 12, и арабские — от 13 до 24. И цифра 4 в римском начертании изображена как четыре латинских единицы, а не как единица перед пятью. Эта особенность говорит о традиции — очень много где на часах, чтобы уравновесить цифру 8 (пять и три единицы), четвёрку изображали именно так. Типа по красоте. Кстати, те из вас, кто знаком с телеграфной азбукой, знает, что на «морзянке» цифра 4 обозначается как четыре точки и тире.
Конечно, сегодня такой вид коммуникации, как телеграмма, вообще превратился в анахронизм. Они бывают сегодня шуточные и правительственные. Ну, ещё в суд могут вызвать телеграммой. Но это в России, не в Москве. Давно уже всему на свете пришли на смену новые технологии. А в советской России, например, извещали телеграммой о том, что благополучно доехали. Или денег просили выслать. Текст телеграммы тщательно продумывался: оплата происходила за каждое слово, поэтому чем короче текст — тем дешевле он обойдётся, причём написание адреса тоже предполагало оплату за каждое слово. Тарифы были следующими: обычная телеграмма, которую доставляли в срок до 12 часов, обходилась по 3 коп. за слово; срочная, которую доставляли в период до 3 часов с момента отправки — 5 коп. за слово; «молния», которую доставляли за 40 минут, обходилась в 10 коп. за слово. А ведь ещё и в шахматы играли через телеграф.
Фото: Pastvu




