Москва104,7 FM

Торгсин и примус

08/12/2025

Помните, как у Михаила Афанасьевича Булгакова в его произведении?


«Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним чёрный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздражённо сказал:


— С котами нельзя.

— Я извиняюсь, — задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, — с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?


Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус».


Зеркальные двери «Торгсина» — место для москвичей особенное. Был в Москве «Гастроном №1» и «Гастроном №2». Это были образцово-показательные магазины. Старый Арбат, 54/2. Дом 1928 года постройки в 1931 году был значительно переделан. Построен сразу как жилой дом с гастрономом на первом этаже. До Революции по этому адресу были ресторан Игнатия Александровича Зверева и лавки купца Троилина.


В 1928 году здание строили по проекту архитектора В. Олтаржевского, а перестраивал уже В. Маят: он надстроил 6-й этаж, сделал башню гранёной и поднял её на всю высоту прежнего аттика. По торцам пилонов и над входным вестибюлем были высечены крупные рубленые надписи «Универмаг Торгсин».


Торгсин (Торговый синдикат или Торговля с иностранцами, как расшифровывали вывеску москвичи) за 5 лет существования принёс Стране Советов колоссальную выручку — более 270 миллионов рублей. Для понимания — постройка Горьковского автозавода и Челябинского тракторного обошлись совокупно в чуть более 60 миллионов рублей.


Торгсин занимался обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на продукты питания или другие потребительские товары.


Многие спорят, так ли изобильно было в Торгсинах по всему городу, или все роскошества привиделись голодным гражданам СССР. Сразу после того, как Торгсин ликвидировали, здесь открылся шикарный гастроном, до 1970-х годов весь дом был жилым, а затем его переделали под расширение МИДа, и среди сотрудников здание до сих пор называют — «Гастромид». Ну а в гастрономе по-прежнему изобильно — первый этаж своего профиля так и не поменял. В 2028-м отметят юбилей.


Вместо щуплого швейцара, правда, теперь упитанные охранники, а как выглядит примус — никто уж и не помнит.


Фото: Наум Грановский