Основатель одной династии Савва Васильевич Морозов, дед довольно известного Саввы Тимофеевича, был крепостным крестьянином села Зуева Богородского уезда Московской губернии помещичьей вотчины Рюминых. Трудовую деятельность начал ткачом в шёлкоткацкой мануфактуре Фёдора Кононова в Зуеве, затем организовал домашнюю мастерскую, а там и свою небольшую фабрику, накопил средства и в 1820-1830-е годы за 17 тысяч рублей ассигнациями выкупил себя и пятерых сыновей из крепостной неволи. За 30 лет благодаря кипучей предпринимательской деятельности он, так и не освоив грамоты (в документах расписывался сын Иван), разбогател и фактически стал одним из основателей российской промышленности.
Поясню: в 1830-е годы выходит повесть Пушкина «Пиковая дама». Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н.П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д.В. Голицына. Там про деньги очень интересно. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский (его оппонент, миллионер) говорит, что пиковая дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Дальше прочитаете у Пушкина.
Для нас важно другое: выигрыш Германна составил бы на наши деньги 3 миллиарда рублей. А это значит, что Савва Васильевич Морозов заплатил за себя и детей 136 миллионов рублей. За себя и за каждого из пятерых своих сыновей крепостной крестьянин заплатил по 23 миллиона рублей. Впечатляет?
Дальше он работал, как сказали бы сегодня, «как не в себя». И оставил сыновьям (а потом и внукам) огромное предприятие (вернее «куст» предприятий) в районе Орехово-Зуево. Точнее было бы сказать, что благодаря его предприятию это место и стало городом, который мы сегодня знаем под этим именем. А в Москве его внук, выпускник физико-математического отделения Московского университета (с отличием), затем и Кембриджского университета, Савва Тимофеевич Морозов построил для своей жены замечательный особняк на Спиридоновке. Сегодня здесь Дом приёмов МИДа. А строил это все для них Фёдор Шехтель. Приёмов как у них, Москва с тех пор не знала. Но всему виной сумма в 17 тысяч рублей и отчаянное желание свободы.