В 1408 году к Москве подошел хан Едигей. Это была последняя в истории осада татарами укрепленного города. Вот как о продвижении Едигея пишет Тверская летопись. "Той же зимой пришел из Орды безбожный Едигей, и с ним два царевича, и множество татар на Рязанскую землю; разорили и много зла сделали земле Рязанской, и пошли к Коломне; коломенцы выбежали из города, татары же город Коломну сожгли и взяли откуп. Оттуда окаянный Едигей с войском татарским пришел в Москву, месяца ноября в тридцатый день, а в Москве: князь Владимир Андреевич, князь Андрей Дмитриевич, князь Юрий Козельский, Митрофан, епископ суздальский, а от бояр: Константин Иванович, Константин Дмитриевич, Дмитрий Васильевич, Михайло Федорович Морозов, Иван Федорович, Филипп Васильевич, Александр Федорович и прочие бояре и множество народа закрылись в городе.
Окаянный же Едигей, стоя у Москвы, начал рассылать рати по городам: кто пошел к Серпухову и город взял, кто к Можайску, кто к Звенигороду, кто к Дмитрову, и все разорили, стариков иссекли, а молодых в плен повели; иные пошли к Переяславлю, и переяславцы побежали от них; они же, окаянные сыроядцы, город зажгли, монастыри и святые церкви огню предали, старых убили, а молодых в плен взяли; некоторые же пошли к Ростову, а князь ростовский, епископ и люди ростовцы побежали от них, окаянные же татары город зажгли и святые церкви сожгли, а Зачатиевский монастырь много раз хотели зажечь, но молитвою Пресвятой Богородицы помешала невидимая сила, не дала им зажечь.
А город Москву избавил Господь от иноплеменников, ради молитв Пресвятой Богородицы не отдал Господь людей своих в руки неверных; безбожный же Едигей и окаянные сыроядцы стояли у города у Москвы три недели, много зла сотворили земле Русской и пошли от города декабря в двадцатый день. Это великое зло случилось в земле Русской, с народом христианским из-за наших грехов".
Вероятнее всего, снять осаду Едигея заставили события в Орде, где кипела ожесточенная борьба за престол. Так или иначе, Москва отразила последнее в своей истории нашествие татаро-монголов — больше они город не осаждали (позднее случались, скорее, разбойные набеги — враги в 1439 и 1451 годах лишь «посады сжигали»).
А что представляла собой Москва в это время?
Вокруг самого города уже складывалось кольцо монастырей -- Симонов, Андроников, Рождественский, Сретенский, – которые служили своего рода форпостами на пути следования неприятеля. После опустошительного Всехсвятского пожара в 1365 году было принято сменить стены из дуба в Московском Кремле на каменные -- и уже в 1368 году литовский князь Ольгерд не смог взять город. Москвичи приняли во внимание опыт нашествия Тохтамыша (1382) и 1395 года, когда икона отвела татар от Москвы. Отстроились, укрепили, много ратников пригласили, завели артиллерию: тюфяки и кованые пушки.