Когда садишься в поезд МЦК и начинаешь движение в любую из сторон — хоть по часовой, хоть против, ты невольно начинаешь движение в историю. Московская окружная железная дорога — особенный московский феномен. Она когда-то была границей города, но она же и показала, как можно расширить пределы и куда может увести прогресс. Вдоль дороги и сегодня стоят дома и сооружения, возведённые при строительстве этого чуда века. Но обо всём по порядку.
В начале ХХ века действовал внутригородской тариф на грузоперевозки: три копейки за пуд. Ресурсы — и материальные, и людские — прибывали в Москву и отправлялись оттуда днём и ночью по десяти железным дорогам: Николаевской, Савеловской, Ярославской, Казанской, Нижегородской, Курской, Павелецкой, Брянской, Брестской и Виндавской. Эти магистрали, не будучи связаны в единый транспортный узел, в итоге превратили город в самый масштабный склад Российской империи: хлопок, лён, шерсть, сало, масло, древесину, металл, лес и т. д. со всей страны везли в Москву, ставшую ещё и очным пунктом. В 1897 году через Москву было перевезено более 245 млн пудов грузов, а в 1905-м — около полумиллиарда пудов. То есть только на перевозку было потрачено 7,3 и 14,6 миллионов рублей соответственно.
И вот 3 августа 1903 года началось строительство. Дорога была задумана как решение проблемы «товарных пробок», то есть гужевых перевозок. Завершили стройку, возведя 14 станций и 2 полустанка, 4 телеграфных поста, 72 моста, 30 путепроводов и 185 водопропускных сооружений, уже в 1905 году. Скорость колоссальная. И красиво.
Вот, например, удивительна станция Канатчиково. Она построена, как и другие сооружения МОЖД, по проекту архитектора А. Померанцева. Со стороны Канатчиковского проезда здание одноэтажное, со стороны путей — двухэтажное из-за перепада рельефа. Сохранилась изящная решётка лестничных перил, лепнина потолков, метлахская плитка с рекламой фирмы-производителя, ограждения дорожек и чугунные фонари. Самое необычное на этой станции — металлическая табличка над входом «надъ уровнемъ моря 66,30 саж.» и, конечно, неподражаемое шрифтовое решение названия.
С середины XIX века земли перешли к промышленнику Канатчикову, устроившему здесь текстильную фабрику. В 1868 году участок был куплен городом для строительства скотобойни. Бойни так и не были устроены из-за разногласий в Городской думе, которые продлились 17 лет. Спорили обо всём — транспортной доступности, розе ветров... В итоге комплекс Московских городских боен был открыт за Покровской заставой, в Калитниках. На месте купленной городом «Канатчиковой дачи» хотели устроить городской парк, но и этому проекту не суждено было осуществиться. Тогда в 1894 году по инициативе Московского городского головы Н. Алексеева здесь открылась городская психиатрическая больница.




