Натолкнулись тут на фразу «памятный сувенир о Москве» -— в очередной раз в голове что-то забубнил филолог, который начал думать, что перед нами — плеоназм или тавтология...
Поясним — тавтология: стилистическая ошибка, состоящая в употреблении однокоренных слов или синонимов без уточнения или изменения смыслов. Типа «станцевать танец, случился случай, бежать бегом, спросить вопрос, подарить подарок, прямоугольный квадрат». Короче, «масло масляное». Сувенир — с французского «воспоминание». Есть старое слово, заменяющее собой тавтологию — тождесловие.
Плеоназм — это «словесная избыточность». «Не суй свой нос в чужие дела» — а чей ещё нос можно в них сунуть? «Я пишу свою автобиографию». Автобиография — «мое жизнеописание» с греческого. «Пять рублей денег», «в мае месяце», «подумать про себя»...
Так же и с сувениром. Но следом за этим нужно разобраться с тем, что же автор считает таковым. И выяснилось, что речь идёт о картинах по номерам с видами нашего города. Но это лишь — как будто бы. Потому что получается, что в качестве воспоминания о Москве человек может лишь нарисовать три сюжета — Московский Кремль с галереи Храма Христа Спасителя, Московский Кремль с 6 этажа гостиницы «Балчуг», Старый Арбат до реконструкции под дождем. Чуть позже обнаруживается и четвертый — старая Москва на Поварской улице: пропущенный через пикселирующий фильтр снимок 1950-х годов с высоткой на «Баррикадной». И это — удивительно: у каждого в Москве о Москве свои воспоминания. Но чаще всего это не Красная площадь, не ГУМ, не ЦУМ и не Детский мир. И не Новодевичье кладбище. Хотя этот перечень всё по-прежнему выкрикивают зазывалы на «площади трёх вокзалов», иногда ставя неправильно ударение в слове «кладбище» — «кладбИще».
Или художники, что рисовали Москву...
Кандинский из окна своей мастерской запечатлел Садовое кольцо в районе Зубовской площади, Саврасов изобразил Сухареву башню, Юон писал Лубянскую площадь зимой, Степанова — дом Моссельпрома со стороны Арбатской площади, Васнецов — пруд у Новодевичьего монастыря и башни старинной обители, Пименов — Театральную площадь из кабриолета с блондинкой за рулём...
Фрунзенская набережная, Маросейка, Сапожковская площадь, улица Забелина, Яузский бульвар, Чистые пруды, Мясницкая, Рождественский бульвар, Страстной монастырь... Разные уголки столицы представлены на полотнах художников. Из них, как из мозаики, складывается портрет нашей любимой столицы. И, как кажется, когда мы редуцируем количество прекрасных локаций, про которые можно потом вспомнить, до куцего списка, мы наносим урон самим себе и нашей памяти. Стилистическая вольность становится и фактической, и смысловой ошибками. Давайте, не будем их делать. Ну и будем грамотными.