Расскажем вам сегодня про одного монаха и про чёрта.
Есть у нас с вами местность Ивановская горка. По её подножью проходит одна из старинных улиц — Солянка. Это начало дороги на Рязань и Владимир, место, где были винно-соляные склады и место, где Дмитрий Донской перед выходом с ратью на Куликово поле молился о ниспослании божьей милости, а по возвращении поставил храм Всех Святых на Кулишках — памятник всем погибшим в той поворотной битве.
Кстати, Донской сам стоит чуть дальше по дороге на Рязань, в начале Николоямской улицы. Его поставили в 2013 году, хотя собирались еще в 2003. Сейчас его почти не видно из-за зелени, но монумент интересный: например, на боковых гранях постамента, по дореволюционной традиции, установлены барельефы, из которых левый (относительно фигуры князя) изображает благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, а правый — поединок Пересвета с Челубеем. Уверен, всё это в ЕГЭ не разбирают — так что есть повод и туда заглянуть.
Но вернёмся к нашей истории.
Напротив винно-соляных складов, которые в семнадцатом веке напоминали некую крепость и были снабжены надёжными подвалами, не пропускающими воду (особая кладка в три кирпича ёлочкой даёт возможность избавиться и от грызунов — а здесь хранили не только соль, но и зерно, и вино в бочках — и отсечь грунтовые воды. Ближайший аналог подобной организации подвала — Подсосенский переулок 25/13), стоял особо почитаемый московский храм — церковь Кира и Иоанна. Сегодня от него остался только столбик между двумя строениями — храм разрушили в 1930-е годы.
Троицкий храм (а именно такое посвящение было у церкви изначально) появился на этом месте в 1625 году, в 1657 уже значился каменным. Простоял без малого 100 лет и сгорел, был неудачно отстроен через четыре года и затем в 1765 году был перестроен по проекту Карла Бланка под надзором Ивана Бецкого — таким образом этот храм стал своего рода протуберанцем Воспитательного дома на Солянку. Москвичи в этом храме хранили ключи от города. Символические, конечно, но их Наполеон не дождался.
В большом числе источников приводится интересный случай, произошедший в богадельне церкви Кира и Иоанна (с ним связывают выражение «чёрт на кулишках»): в 1666 году в богадельне появился бес, которого изгнал специально приглашенный царём Алексеем Михайловичем монах Иларион из Свято-Успенского монастыря Флорищева пустынь. Беса звали Игнашка и именно он, якобы, наклонил колокольню церкви Всех Святых на Кулишках. Кулишки стали своеобразной границей миров. Именно здесь молятся перед походом и вернувшись из него с победой, именно здесь на поверхность мирской жизни выходят потусторонние силы, именно здесь хранятся главные сокровища того времени.