В 1952 году Николай Васильевич Томский (его настоящая фамилия Гришин) установил в Москве монумент Николаю Васильевичу Гоголю. Нет, конечно, то, что они тёзки, не сыграло никакой роли. Но говорят, что эта работа привела к появлению расхожего выражения о переменах в Москве: «У них даже Гоголь встал!»
На месте, где сейчас Николай Васильевич стоит, с 1909 года Гоголь работы Николая Андреева сидел. Архитектором памятника и сквера был Федор Шехтель, а сейчас от его замысла остались только устои фонарей в форме львов. Идеологически неверный памятник (Гоголь в раздумьях, немного печальный) сначала был перемещён в Донской монастырь, а затем установлен во дворе музея-квартиры великого писателя на Никитском бульваре, 7.
Томский родом с Новгородчины, из семьи кузнеца. С 1923 года — в Петрограде, затем в Ленинграде. За памятник Сергею Кирову был удостоен Сталинской премии. Принимал участие в маскировке Ленинграда в годы войны и в агитработе во время блокады. Потом перебрался в Москву. И здесь стал автором первого в Москве мемориала Великой Победы. Он создал на Ленинградском шоссе мост под названием «Триумф Победы».
В 1941 году войска вермахта очень близко подобрались к Москве — в районе современной станции метро «Войковская» не раз и не два велись бои с передовыми штурмовыми группами. Тогда это была окраина города, которая ближе других была к линии фронта. Однако уже в 1943 году скульптор задумал композицию с двумя скульптурами — мужчины и женщины. Вот, что он писал о своем произведении: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чём была символика, вот в чём моя авторская гордость и человеческая радость».
Именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века — Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви в 1976 году было передано в ведение Московского государственного технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация».