Часто, рассказывая о том, как жили в Москве иностранцы, повествуют об особых городках в городе – Немецких слободах.
Немецкими они называются потому, что в них селят людей, которые по-русски не умеют говорить, то есть немы.
Вот, например, известно, что великий князь Василий III «имел около 1 500 человек пехоты из литовцев и других иностранцев, стекшихся из разных мест». Для них был устроен в Замоскворечье особый поселок, получивший название Налейки или Наливки. Это название традиционно объясняется тем, что слово «налей» было в большом ходу у жителей этой слободы, так как им, не в пример остальным москвичам, было разрешено варить и пить пиво и мед во всякое время года. Слобода была поселком военных людей, и потому ее устроили по соседству с Крымским бродом, то есть тем местом Москвы, которое было наиболее опасным в отношении татарских набегов. Судя по надгробным плитам, найденным в 1823 году около Серпуховской заставы, здесь, неподалеку от слободы Налейка, находилось первое в Москве иноземное кладбище; немецкие, итальянские, английские и латинские надгробные надписи относятся преимущественно ко второй половине XVI века.
Об этой слободе говорит нам сейчас название нескольких переулков в районе Якиманка, близ улицы Большая Полянка – 1-й и 2-й Спасоналивковские переулки и Спасоналивковский тупик.
Однако версия эта (про алкоголь круглогодично) – не единственная.
Согласно другой местность Наливки так называется потому, что селение возникло на месте кабака, в котором наливали спиртное иноземцам и стрельцам. Третья гласит, что местность получила название от местного географического термина (например, диалектные налив — «пойма, низменный берег», наливной луг — «заливной луг»).
Как бы там ни было, со времен Василия III в районе современных Спасоналивковских переулков компактно жили квалифицированные иноземные специалисты: артиллеристы и оружейники, инженеры и архитекторы, рудознатцы, врачи и толмачи. Хотя достоверные сведения о первой подмосковной «немецкой» слободе крайне скудны и туманны, Наливки хотя бы раз упоминаются в дошедших до нас записках почти всех иностранцев, побывавших в Москве в XVI веке или писавших о ней с чужих слов.
В 1571-м подмосковные слободы, в том числе Наливки, сжег крымский хан Девлет Гирей во время нападения на Москву, но они были довольно быстро отстроены и заселены заново. Иноземная слобода в Наливках просуществовала всего около пятидесяти или шестидесяти лет. Достоверно неизвестно, сколько в разное время в ней жило человек, как выглядели дома, улицы и переулки, как они назывались. Однако, несомненно, в Наливках какое-то время жили или неоднократно бывали многие известные люди того времени: авантюристы, королевские дети, царские лекари, иностранные послы и русские вельможи. Да и простой люд... Сходите и вы – посмотрите.