Москва104,7 FM

Московский аэротехнический завод

02/12/2024

Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр во второй половине XIX века основали торговую фирму, специализировавшуюся на оптовой и розничной продаже галантереи и мебели. Позднее к компаньонам присоединился ещё один совладелец — Филипп Уолтер. На Петровке в Москве они открыли первый в России универсальный магазин, ныне известный как ЦУМ, а в 1902 году компания «Мюр и Мерилиз» построила Мебельно-столярную фабрику на Малой Грузинской улице. Также фирма изготовляла чугунные люки и первой в России стала применять технологию продажи товаров по каталогу через почту. Существуют разногласия относительно даты основания пресненской фабрики: кто-то говорит, что 1902 год, кто-то называет конец XIX века, у кого-то можно прочитать про 1912 год.


Как бы там ни было — фабрика сохранилась, сейчас в редевелопменте. Я же хотел рассказать про то, как она работала до войны. И после национализации. «Мюр и Мерилиз» работали с мебелью, как сейчас сказали бы, в сегменте b2b. С началом войны театральные дела потеряли актуальность. Производственные цеха и деревообделочный завод — штука приметная, поэтому после национализации сюда приехал другой завод. Мебельный цех стал заниматься пропеллерами.


Московский Аэротехнический завод начал свою деятельность в 1914 году как кустарная мастерская по производству гребных винтов. Часть завода принадлежала английскому Товариществу на паях «Ж. Блок». С 1915 было налажено производство деревянных воздушных винтов, лыж и поплавков. 15 октября 1915 года считается датой основания завода. В 1919 Московский аэротехнический завод ТД «М.Ф. Адамчик, А.Л. Кузнецов и КО» был национализирован и переименован в Московский аэрозавод, а потом — в «Пропеллер». А в 1923 завод был переведён в здание бывшей мебельной фабрики английской фирмы «Мюр и Мерилиз» в Столярном переулке.


Производственная программа на 1923/24г.: винты — 2166 шт., лыжи — 1133 комплектов; дальше — больше. Кроме того, в 1930 заводу было поручено изготовление деревянных лодок опытного самолёта МР-5 и изготовление 50 автобусных кузовов.


Уже к концу 20-х «Пропеллер» стал ведущим заводом по производству самолётных деревянных винтов и лыж. Ему также была поручена постройка 30 аэросаней. В 1933 году завод планировалось перепрофилировать из подсобных в самолётостроительные, но это не было выполнено. В 1934 завод переведён на производство металлических винтов. Мощность завода по металлическим винтам — 10 тыс. шт. в год. Ну а в конце 1941 г. завод эвакуирован в г. Свердловск на площадку планерного завода № 493.

До перехода на сайт осталось 30