Существовала традиция в Москве аристократических садовых праздников – это уже после того, как Петр Великий на Яузе оформил с Николасом Бедлоу тот парк, который мы сейчас знаем как Лефортово, а на нынешнем Проспекте Мира заложил Аптекарский огород. Наши предки знали толк в растениях, умели за ними ухаживать и селекционировать. Но и не только – сидеть взаперти было не с руки, гулять по пыльным улицам – не комильфо, а лавандовый раф из крафтовых стаканчиков – днем с огнем не сыщешь. В общем, со временем сложился особый тип городского увеселительного сада, в котором непременно имелось несколько аллей для гуляния, скамейки, открытая эстрада для духового оркестра, театральное здание и ресторан с летней верандой. В таких садах давались различные представления, гастроли заезжих актеров, выступления борцов, канатоходцев, фокусников. Здесь устраивались тематические праздники, карнавальные шествия, иллюминации и фейерверки.
Первым таким садом стал сад Мэддокса – «Воксал», о котором нам напоминают в районе Таганки Большой и Малый Факельные переулки: надо же было дорогу подсвечивать...
В следующем уже веке, в 1861 году, в Петровском парке открылся увеселительный частный сад Максимилиана Сакса. К сожалению, до наших дней не сохранилось изображений этого сада, но есть декорация художника Юона к спектаклю А.Н. Островского «Бешеные деньги», где упоминается сад Сакса, в котором и начинается действие пьесы. О местоположении сада ученые спорят, но вероятнее всего оно на Летней аллее, там, где памятник Лайке, а потом был ресторан «Мавритания».
Аллея недолго носила название Мельгуновская, на плане 1903 года она уже именуются Петровской, а сейчас Летней.
В общем, дело было так... В 1861 году австрийский дирижер Максимилиан Сакс, гордость «Эрмитажа», открыл увеселительный сад в Петровском парке. Для этого он облюбовал дачу госпожи Мельгуновой с большим участком земли, построил две крытые галереи для артистов, одна из них – в виде раковины, и «перламутровый» грот для оркестра, сама дача была переоборудована под ресторан. Сакс был театральным артрепренером и прекрасным дирижером, и его оркестр привлекал в сад много публики. Оркестр Сакса состоял из двадцати пяти человек и был подобран им самим.
Тут было все – и цыгане, и ряженые, и канкан, и эротические песни. Однажды здесь выступил Ниагарский герой – Шарль Блонден.
Его настоящее имя было Жан-Франсуа Гравеле. Акробат, эквилибрист. Он приобрёл известность благодаря своей идее пересечь ущелье ниже Ниагарского водопада по канату длиной 335 м, туго натянутому на высоте 50 метров над водой. Данный трюк он выполнял несколько раз (впервые 30 июня 1859 года), причём всегда в разных вариациях: с завязанными глазами, в мешке, катил тачку, на ходулях, нёс человека на плечах (это был его менеджер, Гарри Колкорд), усаживался на середине, готовил и ел омлет.