Летом 1960 года на Площади Маяковского (ныне Триумфальная) открыли первый на Садовом кольце тоннель. Не так давно натолкнулись на архивные документы о том, как начальника Московского уголовного розыска Леонида Давидовича Вуля отправили в командировку в европейские города в 1930-е годы. Но не изучать работы Мегре и Холмса, а смотреть на организацию городов – малых и больших. Он написал пространный отчет. Читать его без улыбки трудно – слишком уж казенный язык и много «новояза»: островок безопасности он называет «черепашка», еще какие-то детали проскальзывают. Но можно его понять – он родился в городе Черкассы в мещанской семье, работал с 16 лет конторщиком на сахарном заводе, потом следователем, секретарем... К моменту командировки он знал не очень много про архитектуру и устройство городов.
Но тем ценее его доклад: он лег в основу многих разработок в области организации дорожного движения в Москве. Так, например, парижским автомобильным тоннелям и разнесению движения на разные уровни посвящено несколько страниц. К концу 1950-х – началу 1960-х решили и в Москве поработать в этом направлении.
Открыли сразу несколько тоннелей и эстакад: Ульяновскую, Таганский тоннель, тоннель Чайковский, тоннель на Дорогомиловской улице и так далее. И почти все они производились традиционным способом – снос мешающей трассе застройки, рытье котлована, установка опор, заливка бетоном, укладка слоев износа, пуск в эксплуатацию... Но что делать с главной улицей в городе? Только поставили памятник Маяковскому, недавно построили концертный зал, преобразовали дореволюционную застройку у Брестских улиц, отгрохали гостиницу «Пекин», для отделки интерьеров пригласив китайских специалистов и создав ультрасовременную на тот момент инфраструктуру вокруг отеля. Сложно. Вот и приняли решение дом над тоннелем не сносить.
Да и у нас всегда же инженерные эксперименты любили – то дом без отселения сдвинут, то что-нибудь под наклоном построят, то на неподходящем грунте что-то воздвигнут. Вот и здесь. Четырехэтажное здание постройки конца XIX века оставили на месте, тоннель прошел под ним. Общая длина сооружения составила 472 метра. Ширина – 25,5. В каждой части тоннеля было по три полосы для движения. Были разработаны оригинальные светильники, но их уже давно заменили на типовые. В основе всего лежала экономия. В некоторых источниках есть информация, что здание, под которым проложили тоннель, дало серьёзную трещину. Но достоверно мы этого не знаем. В дореволюционное время постройка имела статус доходного дома с магазинами и лавками на первом этаже. Остальное пространство занимали квартиры.
После строительства тоннеля – тут конторы (например, около 30 лет сидела редакция журнала «Юность»), а на первом этаже был ресторан «София», о котором расскажем как-нибудь в другой раз.