А пойдёмте в баню.
Вот, что можно прочитать у Гиляровского: «Как-то в жаркий осенний день, какие иногда выпадают в сентябре, по бульвару среди детей в одних рубашонках и гуляющей публики в летних костюмах от Тверской заставы быстро и сосредоточенно шагали, не обращая ни на кого внимания, три коротеньких человека.
Их бритые лица, потные и раскрасневшиеся, выглядывали из меховых воротников тёплых пальто. В правых руках у них были скаковые хлысты, в левых — маленькие саквояжи, а у одного, в серой смушковой шапке, надвинутой на брови, под мышкой узелок и банный веник. Он был немного повыше и пошире в плечах своих спутников.
Все трое — знаменитые жокеи: в смушковой шапке — Воронков, а два других — англичане: Амброз и Клейдон. Через два дня разыгрывается самый крупный приз для двухлеток, — надо сбавить вес, и они возвращаются из “грузинских” бань, где “потнялись” на полках. Теперь они быстро шагают, дойдут до Всехсвятского и разойдутся по домам: Клейдон живёт на Башиловке, а другие — в скаковой слободке, при своих конюшнях.
“Грузинские” бани - любимые у жокеев и у цыган, заселяющих Живодёрку (теперь – улицу Красина, – Ф.С.). А жокеи — любимые посетители банщиков, которым платили по рублю, а главное, иногда шепнут про верненькую лошадку на ближайших скачках.
Цыгане — страшные любители скачек — тоже пользуются этими сведениями, жарясь для этого в семидесятиградусную жару, в облаке горячего пара, который нагоняют банщики для своих щедрых гостей».
Где эта улица, где этот дом?
Существует версия, что это было по адресу Большая Грузинская, 31. Здание не сохранилось. Сейчас по Большой Грузинской улице за 23-им домом, типовым служебным зданием Московского метрополитена с круглыми окошками-иллюминаторами, идёт сразу 37-ой — жилая башня. Вторая версия говорит, что это бани были в Электрическом переулке, 3/10 — сегодня здесь пустырь, а до 2023 года стояло дореволюционное (сильно перелицованное) здание так называемых «прусаковских» бань.
Ну и третья версия (пусть и фантастичная, но тоже реальная) — якобы речь идёт о знаменитых Бирюковских банях. Располагалось здание бань на углу улицы Большая Пресненская и Прудовой улицы (ныне это улицы Красная Пресня и Дружинниковская). Пётр Фёдорович Бирюков — купец второй гильдии, происходивший из рогожских ямщиков-старообрядцев, которым пришлось искать новый бизнес в связи со строительством железных дорог. Первые свои бани Бирюков открыл у Рогожской заставы, вторые на Таганке, затем на Самотёке и в Оружейном переулке. Но самыми известными стали Пресненские бани, которые в народе прозвали Бирюковскими. Он выкупил их у города, а его наследники построили новое здание в модном тогда стиле модерн по проекту Ивана Машкова. Получившееся красивое здание своими фасадами с лепниной и интерьерами больше напоминало купеческий особняк. Над главным входом в подковообразную нишу было установлено керамическое панно «Лебеди» работы художника Михаила Врубеля, ставшее своеобразным символом этих бань.