Мы неоднократно говорили вам, что многие московские дома похожи на матрёшки. Сегодня в нём одно и отделан он по моде XX века, а внутри могут скрываться разные чудеса. Вот, например, Средний Овчинниковский переулок. Это — тупиковая улица. В ней всего несколько домов. Один называется дом XIX века с палатами XVII века. Старинная Овчинниковская слобода сформировалась в позднем XVII веке. Её жители, естественно, занимались в основном овчинами — в качестве пологов для возков, в качестве сырья для тулупов и, конечно, овечьей шерстью. Параллельно и бараниной торговали, но это, скорее, было побочным производством. Предположительно некий купец Зотов построил каменные палаты. Затем дом неоднократно перестраивался. С тех времён сохранились своды на первом этаже и общая планировка здания.
В середине XVIII века здесь проживал уже купец I гильдии Иван Емельянов, который при императрице Елизавете Петровне придал фасаду новый внешний вид. В 1754 году он испросил разрешение сделать к старому дому пристройку, уже к 1806 году здание было существенно перестроено и обрело черты зрелого классицизма: портик с пилястрами, тройное палладианское окно (состоящее из трёх секций — высокой округлой средней и более низких прямоугольных крайних).
В конце XIX века в доме, тогда уже принадлежавшем купчихе Плигиной, поселилась 6-я мужская гимназия (первые записи о поступлении учеников датируются 1871 годом), через 10 лет переехавшая в усадьбу Демидовых в Большом Толмачёвском переулке — туда, где сегодня библиотека.
В советское время, в 1930-х годах, в доме №1 по Среднему Овчинниковскому переулку разместилось музыкальное училище имени Октябрьской революции. Параллельно, где-то уже с 1917 года в доме было отделение метеорологического общества. С 1946 года в доме была открыта метеостанция «Балчуг».
Место само по себе удивительное здесь: Овчинники известны с 1629 года, затем во времена Екатерины Великой по старице реки Москвы проложили Водоотводный канал. Его копали 10 лет вручную под руководством архитектора Николя Леграна. Старица — это старое русло. Оно пролегало по болотам. И на глубине здесь находятся торфяники, в которых продолжается гниение, что не может не влиять на температуру на рукотворном острове. Чем и пользовались наши предки — вдоль Садовнической улицы были капустные огороды. А метеостанция стоит на границе этого тепла.
Кстати, за домом Емельяновых есть уникальный дом периода модерна, который не видно с набережной, а ещё чуть дальше — очень красивый слободской храм — церковь Михаила Архангела И её тоже увидишь, когда подойдёшь ближе. В ней содержится копия иконы из прежнего храма «Собор Всех Святых», а оригинал теперь — в Государственной Третьяковской галерее. Но об этом как-нибудь в другой раз.




