В 1920-е годы в Москве жил и творил талантливый кинорежиссёр Дзига Вертов. Его считают отцом документалистики. Он снял (в соответствии со своей теорией «жизни врасплох») экспериментальную картину «Кино-глаз». Её показали в первый раз в кинотеатре «Художественный», а через год она получила премию на Международной выставке в Париже.
Это несколько новелл: репортаж с сельского праздника, из пионерского лагеря на Истре, с предприятия, с соревнований по прыжкам в воду. И так далее. До Дзиги никто ничего подобного не делал. Во многом он предвосхитил своё время.
Первая часть, например, названа очень самобытно и соответствующе эпохе (но даже сегодня звучит вполне современно) — «На церковном празднике, или Действие самогона на деревенских баб». Есть в фильме зарисовка о городских развлечениях того времени — выступлении китайского фокусника на уличной площади... А ещё одна зарисовка повествует об очень примечательном событии — приезде в Москву... слона. Вернее, слонихи.
Её звали Джин-Дау. Имя слонихи в переводе означает «Красивая женщина», родилась она приблизительно в 1882 году, ещё до революции была подарена афганским эмиром бухарскому эмиру вместе с ещё шестью индийскими слонами для проведения церемоний. Из них всех выжила только Джин-Дау. Во время Гражданской войны слониха перевозила пушки, потом её использовали на городских работах в Бухаре — корчевала деревья, трамбовала катком дороги, и, наконец, правительство Бухарской республики подарило её Московскому зоосаду. Было решено отправить её в Москву по железной дороге. Перевозили на открытой платформе... потому что подготовленное стойло она разобрала. Однако без ограды слониха вела себя спокойно и в пути дружелюбно приветствовала толпы народа, принимая угощения. Лишь один раз случился инцидент: вдруг слониха заревела и выхватила из толпы рослого парня, который улетел в кусты. Оказалось, что негодяй уколол слониху в хобот.
7 июля 1924 года в 3 часа ночи Джин-дау приехала в столицу и утром пешком отправилась в Московский зоопарк. На шее слонихи сидел проводник, а вдоль всего маршрута стояли люди, которые встречали новую жительницу Москвы. Дзига Вертов был среди тех, кто запечатлел эти моменты: поход по Малой Грузинской улице и Расторгуевскому переулку, и реакцию москвичей, которых разбудили необычные звуки.
Джин-Дау обладала добродушным характером и вскоре стала всеобщей любимицей. Правда, прожила она недолго — в конце декабря 1936 года в газете «Вечерняя Москва» в рубрике «Уголок натуралиста» было сообщено о смерти слонихи.
Но... Она все ещё с нами. И по-прежнему приносит пользу.
Мастер-таксидермист Федулов из Дарвиновского музея изготовил чучело из Джин-Дау и оно до сих пор представлено в экспозиции. Сходите — посмотрите. Или кино, или слона. В Расторгуевском переулке уже давно всё по-другому.