Зовём вас сейчас к зданию, которое является в Москве, наверное, самым выразительным образчиком русского стиля. Оно возникло ещё до того, как эксперименты с национальным самоопределением набрали силу и выразились в псевдорусском стиле. Мы говорим сейчас об усадьбе Алтуфьево.
Сохранившийся в усадьбе дом возник тут сразу после покупки усадьбы видным представителем реакционного крыла славянофилов Николаем Арсеньевичем Жеребцовым. На фасаде усадьбы гордо реет герб его рода.
Усадьба Алтуфьево расположена на самой границе Москвы, у развязки «Алтуфьевское шоссе-МКАД». В прошлом это было дачное Подмосковье (район Лианозово присоединён к Москве только в 1960 году). Усадьба за свою историю сменила множество владельцев: Акинфовы, Вельяминовы, Брюсы, Куракины, Приклонские, Жеребцовы, Корфы и другие. При статском советнике Н.А.Жеребцове, купившем усадьбу в 1849 году, был произведён ремонт и обустройство здания, тогда же появился и герб семьи Жеребцовых на фасаде.
Жеребцов — потомок старинного дворянского рода, российский чиновник и литератор. По профессии — инженер путей сообщения. Венец карьеры — Вице-директор 3-го Департамента государственных имуществ и Виленский гражданский губернатор.
Деньги на преобразование усадьбы нашлись у бывшего Виленского губернатора после того, как в апреле 1848 года действительный статский советник Валерий Валериевич Скрипицын и статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов основали пароходное общество «Меркурий». Суда только что созданного пароходства перевозили пассажиров и грузы по реке Волге. Десять лет спустя правление «Меркурия» основало пароходство «Кавказ» для плавания по Каспийскому морю. 21 мая 1858 года оба пароходства были объединены под общим названием «Кавказ и Меркурий». Общество процветало: расширялось за счёт постройки новых пароходов и поглощало более мелкие пароходные компании — «Русалку», «Надежду» и «Пароходство Кашиной». Жеребцов до расцвета компании не дожил — вышел на пенсию в 1852 году, провёл несколько лет во Франции и своей усадьбе, писал разные сочинения.
Он автор работ «О распространении знаний в России», «О двух современных экономических вопросах», «Хозяйственные заметки об Англии и Шотландии», а также труда на французском «История русской цивилизации». Последнее произведение особенно раздразнило Добролюбова, «взошедшего» аж на две разгромные статьи.
Но вернёмся в Алтуфьево. В архитектуре здания переплетаются элементы каменного и деревянного древнерусского зодчества. Существуют сведения, что одно из помещений господского дома было украшено лепным плафоном и барельефами на темы из отечественной истории работы самого хозяина. При Жеребцове в усадьбе была конюшня, также заново отстроенная, оранжерея и сад. Погулять тут — одно удовольствие. Да и фото получаются атмосферные.




