Москва104,7 FM

История из одного «писательского» дома

27/12/2024

«...я и оказался в Нащокинском переулке, в тихом Пречистенском районе Москвы. Чем-то уютным и родным повеяло на меня от этого тихого переулка а от дома, куда мне предстояло войти, — может быть оттого, что находился он неподалёку от места, где я провёл свои детские и гимназические годы. Скромная писательская надстройка на старом московском доме была по тому времени высшей радостью, о какой могли мечтать многие наши писатели. И, главное, — маленькие, только что полученные квартирки Ильфа и Петрова были „отдельными“. В крохотных своих кабинетиках писатели чувствовали, судя по всему, прилив творческих сил, их наконец посетило чувство устроенности и душевного уюта.


Книжные полки в квартире Петрова были завалены „Двенадцатью стульями“ и „Золотыми телёнками“ чуть ли не на всех языках мира. Меня поразило тогда, как быстро приобрели наши молодые писатели мировую известность. Помню, что это было для меня неожиданно. Пришёл я в тот день именно в квартиру Петрова, и это было не случайно, потому что Евгений Петрович — человек живой и деятельный — как мне показалось, являл

собою деловое и представительное начало содружества „Ильф и Петров“. С Евгением Петровичем и началась деловая беседа, касавшаяся организационной стороны нашего дела.


А когда пришёл Илья Арнольдович, мы занялись обсуждением и исправлением некоторых эпизодов сценария. Поначалу мне почудилась в Ильфе какая-то сдержанность. Казалось, Петров захватил творческую инициативу, первенствовал в выдумке, смелее фантазировал, предлагая все новые и новые варианты. Ильф не проявлял такой активности. Но, то ли в дальнейших встречах, то ли уже в конце первой, я понял, что писатели составляют одно нераздельное целое. Ильф неизменно направлял неуёмную фантазию Петрова в нужное русло, отсекая все второстепенное и менее важное, а та необыкновенная тонкость, которую он привносил в их работу, и те мелочи,

которые добавлял от себя, озаряли и обогащали необычайным светом задуманную сцену».


Это — свидетельство режиссёра, сценариста и актёра Игоря Ильинского о работе над фильмом «Однажды летом». Эта игровая картина не имела успеха, так как вышла одновременно с кинолентой «Цирк». Однако, сюжет её интересен и основан на реалиях той поры. Два товарища — Телескоп и Жора — собирают в мастерской автомобиль и отправляются в путешествие. Их мечта — добраться до Москвы. В дороге молодые люди знакомятся с респектабельным господином, называющим себя профессором Сен-Вербудом, и его племянницей Феней.


Девушка производит приятное впечатление на водителя и бортмеханика, однако разговоры с нею не одобряет профессор, заявляющий, что он торопится на лекцию. Профессор оказывается мошенником, сотрудник уголовного розыска узнаёт в нём «третьего сына лейтенанта Шмидта», «племянника Карла Маркса», «богатого жениха из Аргентины». Профессора уводят в отделение, а спутники едут в столицу. Перед въездом в Москву их автомобиль смешивается с колонной всесоюзного автопробега и на самом финише разваливается на части... Комедия положений, одним словом, построенная на фразе чеховских сестёр «В Москву!»


А дом тот, писательский, в переулке, уже не стоит — снесли его в 70-е…

До перехода на сайт осталось 30