Москва104,7 FM

История здания Ленинградского вокзала

16/10/2024

Конечно все вы видели Николаевский вокзал. Только называете его Ленинградский. И часто говорится о том, что это первая в России крупная железная дорога.

Внимание на слове «крупная».


История тут довольно интересная. Сначала были дороги с вагонетками и чугунными рельсами. Их использовали на разных предприятиях, рельсы были дорогие и хрупкие, силу пара еще не применяли. Затем в Англии изобрели горячекатанный рельс. И в России построили в городе Нижний Тагил на предприятии Демидовых.

Затем построили Царскосельскую дорогу – это был некоторый аттракцион, который построил предприниматель, хотевший получить подряд на строительство дороги Санкт-Петербург–Москва. Австриец этот подряда (его тогда привилегия называли) не получил и был вынужден ретироваться. Уехал в США в 1838 году.

В том же году было выдано разрешение на постройку на частные средства российской части железной дороги Варшава — Вена, сооружение которой было начато в 1839 году и окончено в 1848 году, уже за казённый счёт.

И так эта дорога стала первой крупной российской железной дорогой.


В 1841 году начали исследование местности, предлагали в совещаниях разные варианты, пригласили американских инженеров, обследовали около 6000 квадратных километров – столько было разных вариантов.

Любопытная подробность – было несколько заседаний по поводу ширины колеи. В то время ещё не существовало какого-то стандарта колеи, и в Западной Европе, США, и даже в России строились дороги с различным расстоянием между рельсами. Большинство членов комитета первоначально выступали за колею в 6 футов (1829 мм) — такую же как у Царскосельской железной дороги. Американцы настаивали на колее в 5 футов (1524 мм) — такой ширины были некоторые железные дороги в США. Несмотря на то, что подобная ширина колеи отличалась от колеи как Царскосельской, так и Варшаво-Венской (1435 мм) железных дорог, 14 февраля (26 февраля) 1843 года император утвердил постройку железной дороги с колеёй 5 футов, ставшей впоследствии стандартной в России.


В том же 1843 году начали прохождение главного пути.

Но нужно было еще придумать здание вокзала. Представьте себе: придворный архитектор получает задание построить здание, которого ранее не бывало! Прямо сказочный сюжет. Построил. Сначала в Петербурге, потом в Москве. Так что и тут не первый.


Официальное открытие магистрали Санкт-Петербург–Москва состоялось 1 (13) ноября 1851 года ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». В 11 часов 15 минут утра поезд из 6 вагонов двинулся в путь. В поезде было 17 пассажиров первого класса, 63 — второго и 112 — третьего класса. Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в пути 21 час 45 минут. А в здании вокзала был организован торжественный завтрак. Подавали не беляши.

До перехода на сайт осталось 30