Москва104,7 FM

История московского трамвая

14/02/2024

Филипп Смирнов всегда любил трамваи. Ему даже кажется, что для нашего города – это своего рода символический транспорт.

Символ прогресса и развития. Москвичи «распробовали» электрические вагончики довольно поздно – в 1896 году на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде царю-батюшке показали вагон трамвая и рассказали, что он легко заменит вагоны конки. Конка – это железная дорога на конной тяге. Кстати, я однажды рассказывал, что в Москве, в Богородском сохранилась линия конки, которая идет там же и так же, как ее проложили в 1872 году. Тогда в Богородском были дачи и можно было после работы в городе спокойно приехать на природу.


Ну так вот, в 1900 годы активно стали строить трамвайные пути и прокладывать маршруты, а также развивать трамвайные сети. От Бутырской заставы (пересечение Бутырской улицы и Сущевского вала в Петровско-Разумовское ходил «паровичок» (три вагона, соединенные с мини-паровозом) -- он возил людей на пикники в эту подмосковную усадьбу и для изучения достижений работников Петровской сельхозакадемии.

Вторая загородная линия шла от Тверской заставы до Петровского парка – места традиционных гуляний москвичей, места, где работали рестораны «Яр», «Стрельна», «Эльдорадо», где кипела разгульная жизнь, сопровождаемая пением цыган и традиционным дачным досугом – шашлыки, попойки, похмельные утренние гости.


В центре города тоже появились особенные маршруты: «Аннушка» и «Букашка». «А» и «Б» ходили по московским «кольцам» – Бульварному и Садовому, соответственно. Это были доминанты городского звука. Они и формировали звуковую среду города – скрип колесных пар на поворотах, щелчки переключения стрелок, треск искр с пантографа, трель сигнала и характерный стук на рельсах.


Это были такие московские «эндемики» – с характерной окраской, особым к ним отношением.

Затем, конечно, человек устремился за прогрессом. Сначала авто, автобус, троллейбус, метро, теперь электробус и даже не испугались электричество в воду засунуть – есть же теперь «Синички» ...


Но шествие трамвая по городским улицам это не остановило. Торжественный молебен об открытии городского трамвая состоялся 22 сентября 1904 года на площади Борьбы. А спустя почти 120 лет городские власти сообщили, что намерены соединить 4 радиальных маршрута в два диаметральных. Для этого всего-то надо от круга на Чистых прудах протянуть 1,6 километра путей к площади Трех вокзалов. И тогда трамвай 39 маршрута будет ходить от станции метро «Университет» до Новогиреево, а 3 маршрут (кстати, один из старейших в городе) будет ходить от Чертаново до Метрогородка.


Пути пройдут по проспекту Академика Сахарова. И это, пожалуй, правильное решение – из-под земли города не видно, а в трамваях его можно рассмотреть. И, значит, вернется еще один способ узнавать город. Построят – поедем. Посмотрим.

До перехода на сайт осталось 30