Москва104,7 FM

История московского Чугунного моста

24/01/2024

Все вы слышали поговорку «стоит как чугунный мост». В Москве мост этот сохранился.

Правда, при прокладке трамвайных путей он утратил часть своего убранства – были сняты ажурные чугунные арки, чтобы вагон с пантографом помещался в габарит. Идём к Чугунному мосту. Нам на Пятницкую улицу. Мост ведёт с Пятницкой на Балчуг и на Лубочный переулок.


Первый мост на этом месте, деревянный, названный Высокопятницким, был выстроен в 1785 году, одновременно с прокладкой Водоотводного канала (впечатляемся нашими предками – вручную при устройстве Водоотводного канала было выбрано около 3,5 миллионов кубометров грунта. Один землекоп в день вынимает около 1,5-3 кубических метров. Канал строили с 1782 по 1789 – около 7 лет. Значит, один землекоп за 7 лет мог выкопать от пяти до восьми тысяч кубометров. А вынули за 7 лет вручную около 3,5 миллионов.)


Второй мост был выполнен висячим из дерева и джута и построен в начале XIX века. Третий мост — собственно Чугунный мост — был построен в 1835 инженером П.Я. Витте. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части. Четвёртый мост был построен в 1889 и унаследовал имя предшественника. Это был трёхпролётный балочный мост (балки из литого железа) полной длиной 45.56 и шириной 17.6 м (в том числе 12.8 м проезжей части). Опоры моста — кирпичные на свайном основании, облицованные камнем. В 1910 году демонтировали арки над проезжей частью. В 1930-х годах Чугунный мост не подвергался замене или реконструкции, так как основной транспортный поток был перенесён с Пятницкой улицы на Большую Ордынку, и старый мост вполне справлялся с потоками того времени. До 1963 года по мосту ходил трамвай; в 1963 году трамвайное движение по Чугунному мосту и Пятницкой закрыли, а трамвай пошёл по Комиссариатскому мосту и Садовническому проезду. Современный мост реализован по проекту О. Сосонко и К. Савельева. Речные опоры были сохранены, береговые устои — усилены с заменой кирпичной кладки на бетон. Ширина моста осталась прежней, 17.6 м. Вместо десяти железных балок была уложена конструкция из 11 железобетонных балок. А вот перила — отливки 1889 года. И это можно увидеть, если посмотреть на столбушки – на них сохранилась дата.