Знаете ли вы, что значит слово «заразы»?
Именно так, во множественном числе?
Нет, совершенно не то, что вы подумали. Это не про болячки.
Географический апеллятив «зараза» широко известен в названиях урочищ столицы. В прошлом это слово означало «непроходимая местность; лес с впадинами; дебри; обрыв; резкопересеченное место; местность, изрытая ямами; укрепление».
Например, в центральной части города около Третьего транспортного кольца и Окружной железной дороги есть место под названием Андреевские заразы.
Это овраг, частично засыпанный при строительстве Третьего транспортного кольца.
Представляет собой разветвлённую овражно-балочную систему длиной около 600 метров с прудом в низовьях. Начинается двумя отвершками вблизи дома № 30 по Ленинскому проспекту, после слияния которых спускается в направлении севера и северо-запада, по пути присоединяя ещё два правых отвершка с крутыми, покрытыми лесом склонами. Пруд в низовьях (Сергиевский пруд или Пруд в Андреевских заразах) имеет овальную форму длиной 130 и шириной до 23 метров и окантованные бетоном берега. Подпитывается водой из трёх родников и грунтовыми водами, возможно, выходящими на дне пруда. Вода из пруда уходит в колодец и далее по подземному коллектору впадает в Москва-реку. Когда-то Андреевские заразы продолжались до территории Мусульманского участка Даниловского кладбища.
По краю оврага течет речка Кровянка. Есть две версии происхождения этого названия – одни ученые говорят, что так потому, что воды Кровянки очень богаты железом, другие – что так как на берегу была Живодерная слобода воды реки обагрялись кровью. Как бы там ни было – место очень живописное, пусть река и скрыта в подземном коллекторе. А Андреевскими заразы стали по монастырю, что стоит у подножия самого известного в этой местности здания – Российской Академии наук. Его еще называют «Золотые мозги» за очень любопытную крышную установку.
Андреевский монастырь известен с 16 века, хотя есть и версии, относящие его к более ранним временам. Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию» (то есть обучения русских людей греческому языку и писанию – во все времена одной из главных проблем церковнослужебных книг были проблемы перевода и ошибок – переписчики не всегда разбирали почерки друг друга, что могло привести к ошибкам и периодически необходимо было проводить сверку текста и корректуру); в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15.
Так и были в овраге. Так и сегодня здесь.