Москва104,7 FM

Дом Сергея Соловьёва на углу Малого Ржевского

23/05/2025

На углу Малого Ржевского и Хлебного переулков стоит знаменитый московский особняк, богатый архитектурными деталями. Вот рассматривать его мы сегодня и пойдём. На одном из фасадов римскими буквами «MD-CC-CC-II» зафиксирована дата окончания постройки — 1902 год. Архитектор Сергей Устинович Соловьёв построил этот дом для себя и своей семьи. И прожил в нём 10 лет.


Сергей Устинович за 53 года своей жизни (творческой — около 30) построил в Москве очень много. И здание для Высших Женских курсов (ныне Педагогический университет), и здание Музея кустарной промышленности, и одно из зданий современного РЭУ имени Г.В. Плеханова, и Знаменский храм в Кунцеве и многое другое. Ещё преподавал в Строгановском училище, которое сам незадолго до того закончил в мастерской Константина Быковского. Он учился со многими прославленными архитекторами той поры, и одним из первых занялся вопросами реставрации. Был на стажировке в Италии, а потом ездил по русскому Северу — за работы по псевдорусскому стилю он получил звание академика архитектуры.


Но вернёмся к дому: обретя достаточную финансовую стабильность, архитектор решил перестать жить в ведомственной квартире на углу Рождественки и Сандуновского переулка. В особняк он переезжал с женой и тремя дочерьми.


Особняк сделан в стиле эклектика. Кроме уже упомянутых медальонов с римскими цифрами, мы можем видеть на фасаде керамическое панно с античной руиной, изготовленное на Абрамцевском заводе майолики (это в Москве, на углу Нижней Масловки и улицы Марины Расковой). Говорят, что оно очень похоже на перенесенную в другую технику работу 1899 года Михаила Врубеля. Есть и лепной, и скульптурный декор — «Крадущийся лев», «Афина с совой и крыльями летучей мыши», «Летучая мышь» на почтовом ящике, совы по углам здания. Автор всех скульптурных украшений — скульптор Николай Андреев. Это автор памятника А.Н. Островскому около Малого Театра и сидящего Н.В. Гоголя — первой версии памятника писателю, которую перенесли в 1950-е годы к дому-музею на Никитском бульваре.


Под большим окном на одном из фасадов мы видим полихромное керамическое панно с интересным раппортом. Интересны и металлические элементы на фасаде — решётка на окне у входной двери, флагодержатель, машикуль забора слева от входа. Ещё на фасаде есть четыре «неожиданные» музы — ваяние, живопись, архитектура и музыка. Неожиданные, потому что обычно только для музыки есть иконографическое изображение.


Дом, кстати, кинозвезда: по сюжету фильма «Семнадцать мгновений весны», в нём находится конспиративная квартира, где у радистки Штирлица Кэтрин Кин фашисты выпытывают нужную информацию, издеваясь над её ребёнком. Фасад дома появляется в кадре, когда на конспиративную квартиру приезжает Штирлиц. Так потому, наверное, что дом какой-то «европейский», не характерный для нашей местности.