15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 погиб летчик Валерий Чкалов.
Известно место его гибели – Магистральная улица, за дровяным сараем. Это – на пересечении Хорошевского шоссе и одноименного тупика.
Сегодня здесь стоит памятник, напоминающий нам о трагедии. Сам летчик был кремирован в Донском крематории и упокоен в Кремлевской стене.
А гибель его задокументирована.
Вот сообщение завода:
«Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут».
Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался то на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября. 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Создатель машины, Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора. Ну, а еще через 3 дня...
В Москве на улице Земляной вал, в доме 14/16 у Валерия Чкалова была квартира. Этот дом сохранился – он с длинным балконом по фасаду. Его построили в 1930-х, а квартиры в нем дали архитектору Олтаржевскому (тому, кто проектировал ВДНХ), композитору Прокофьеву и Самуилу Маршаку, который отобразил еще один московский феномен:
«В этом доме с давних пор
Чкалов жил Валерий,
Выходил он к нам во двор
Вот из этой двери.
Долго будет эта дверь
Гордостью квартала.
Наша улица теперь
Чкаловскою стала.»
Земляной вал сначала называли Чкаловской, после войны улицей Чкалова, а в неформальной среде – Чкалов-стрит. Но все теперь забыто.