Открываем справочник 1931 года о названиях Московских улиц. Читаем: «Болото имени Каменева, бывшее Сукино». Болото — замечательное. Мы сейчас про него расскажем. Отсюда началось отечественное автомобилестроение: в 1931 году вышла книга под названием «Детройт на Сукином болоте». Она — про завод КИМ. Но обо всём по порядку.
Сукино болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-Восточном округе Москвы. Известна ещё с XVI века. Вероятно, болото принадлежало землевладельцу Василию Борисовичу Сукину, основателю Тюмени, по фамилии которого и дано название. Впрочем, некоторые говорят и про другого боярина времён Ивана Грозного с такой же фамилией.
Как бы там ни было, из-за московской розы ветров здесь решили разместить городские свалки. Если выше Москвы из реки брали воду для питья, устраивали оттуда водопровод, то ниже по течению в реку спускали сточные воды города. Трубопровод для этого был проложен в 1898 году вдоль Дубровского шоссе и далее по Перервинскому шоссе до Сукина болота и Люблинских полей орошения.
А сразу за Остаповским шоссе устроили полигон ТБО (как сказали бы сейчас). Вот что можно было прочитать в газете 1911 года: «Выехав за Спасскую заставу, вы попадаете в своеобразный мир. Здесь царство отбросов. Унылая изрытая равнина с заражённой почвой, с отравленным воздухом. Даже в морозный день, когда валит хлопьями снег, вы стараетесь спрятать поглубже лицо в воротник, чтобы не слышать этого страшного запаха тления. В царстве отбросов — царство человеческой предприимчивости. Разбросаны по зловонной равнине приземистые заводские здания, высятся красные трубы. Завод альбуминный, клееварный, утилизационный — заводы, перерабатывающие отбросы... В зловонной атмосфере кипит лихорадочная работа. Здесь же, при заводах, позабыв о свежем воздухе, живут люди, живут годами, с семьями...».
Жили тут, конечно, не все — некоторые ездили на работу на трамвае по знаменитой Симоновской ветке.
После революции всё поменялось: сначала просто распланировали местность и дали осушенному болоту отдохнуть. Затем в 1929 году здесь обосновался совхоз «Текстильщики». Он освоил обширные пространства болота, создал парники, теплицы и на плодородных торфяных почвах стабильно получал высокие урожаи.
Затем тут решили устроить заводы ЗИС и КИМ (это в ранние 1930-е годы), в дальней части болота основали Южный речной порт, а уже потом, в 1968-м на землях совхоза сняли около 4 метров грунта и взамен намыли песок. И в этом всём построили корпуса Московского завода малолитражных автомобилей. Правда, болото до сих пор даёт о себе знать — грунты здесь зыбкие, много плывунов, даже метро не стали зарывать в грунт, а пустили по поверхности. И высоток не строят. Но воздух теперь чистый. О том, что здесь была свалка, ничто уже не напоминает. Но и гуляющих здесь редко когда встретишь...




