Москва104,7 FM

Чем подпитать мечту

16/01/2026

Помните, в чём был бизнес-план Павла Ивановича Чичикова? В Херсонской губернии бесплатно раздавались земли. Чичиков планировал взять списки мёртвых душ, фиктивно поселить их на полученных бесплатно землях, составленные бумаги привезти в Опекунский совет, где под залог имения он смог бы получить огромную ссуду.


Когда в Москве появился Воспитательный дом — крупнейшее благотворительное заведение дореволюционной России, довольно быстро стало понятно, что его необходимо поддерживать финансами. Деньги от Екатерины Великой, Прокопия Демидова и Ивана Бецкого быстро закончились, благотворительные взносы были не очень большими, доход от печати игральных и обычных географических, нивелирных и геодезических карт были не очень крупными. И тогда Опекуны Воспитательного дома придумали ещё несколько инструментов для пополнения казны. По факту банки.


Первый — аналог Сберегательной кассы для путешественников. Сохранная касса. Ты приносил 100 рублей в Москве, получал именной вексель, ехал, например, в Санкт-Петербург, где шёл в Воспитательный дом и за вычетом 4% получал свои деньги. Риски в путешествии за скромную плату уменьшались. Второй — ростовой инструмент. Так называемая «Вдовья касса». Это страховое учреждение, которое за условленную ежегодную плату со стороны страхователя принимало на себя обязательство выплачивать со дня его смерти определённую ренту его вдове. Часто к этой вдовьей ренте присоединяли ещё ренту в пользу малолетних сирот. Ну, то есть негосударственный пенсионный фонд. Расчёты были сложными, формирование фондов нестабильным, воровство опять же и мздоимство, да и популярности этот инструмент не имел. И третий — Ссудная касса. Под залог недвижимости (или справные бумаги) можно было получить кредит. Его выдавал Опекунский совет.


Чичиков планировал за каждого из крепостных запросить 200 рублей. Колоссальные деньги, надо сказать. В пересчёте на сегодня — по 1,5 миллиона за душу. А всего Чичиков, как известно, набрал около 400 душ. То есть планировал получить 80 тысяч рублей или около 600 миллионов на наши деньги. А живого крепостного можно было купить рублей за 50. А то и того меньше. И вот, на полученный кредит Чичиков купил бы настоящих крестьян, заменив ими мёртвых, и к моменту ревизии вся его авантюра стала бы абсолютно легальной с юридической точки зрения. А дальше имение (пусть и в залоге) можно было бы продать. И с вырученными огромными деньгами без кредитных обязательств идти в светлое будущее.


Опекунский совет заседал в Москве на улице Солянка. В 1826 году достроили роскошное монументальное здание в стиле ампир по проекту архитекторов Жилярди и Григорьева. В 1847-м его перестраивал академик Быковский, но центральную часть он не тронул. Сегодня здесь (как и 200 лет назад) нас приветствует торжественный восьмиколонный портик ионического ордера. За колоннадой портика помещён фриз с изображением играющих детей, выполненный известным скульптором Иваном Витали. Здание увенчано куполом на широком барабане с полуциркульными окнами, оформленными барельефами с изображением парящих Слав. Настоящий полёт мысли... Пусть и не махинатора. Интересно, что всё-таки было во втором томе «Мёртвых душ»?


Фото: кадр из сериала «Мёртвые души» (Кинопоиск)