Москва104,7 FM

Александра Александровна Экстер

22/05/2024

Художник – это все-таки человек мира. Путешествуя, он набирается впечатлений, связей, вдохновения. И результат не заставляет себя ждать.


Вот, например, в начале ХХ века расцвела звезда замечательного художника: Александры Александровны Экстер (Григорович).


Это русская и французская художница-авангардистка еврейского происхождения. Работала в стилях кубофутуризм и супрематизм, кроме живописи занималась графикой, дизайном, была художником театра. Одна из основоположниц стиля «ар-деко». Среди примечательных фактов – участие в разработке парадной формы для Красной Армии в 1920-е годы, дружба с Аполлинером и Пабло Пикассо, Малевичем.


В 1908-1914 годах она бывала наездами в Москве, а в 1920-м приехала в столицу Советской России и вышла замуж за драматического актёра Георгия Георгиевича Некрасова. В 1921 году оформила постановку «Ромео и Джульетты» для Камерного театра, она выполнила росписи вестибюля театра и занавес, разрабатывала декорации и костюмы к спектаклям, а также разработала образцы рисунков ситца для промышленного производства, сотрудничала с Мастерской современного костюма, а затем — с ателье мод «Москвошвея», работая, в том числе и над созданием парадной формы для Красной армии. В 1922 году оформила «Записки режиссёра» Александра Таирова и книга Я. Тугенхольда «Искусство Дега». Вместе с Верой Мухиной оформила в 1923 году павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Тогда же работала с Игнатием Нивинским над оформлением павильона «Шестигранник» (он единственный в Москве сохранился от того времени, стоит в Парке Горького). В 1924 году приняла участие в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. А в 1925 и в подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже. В Россию не вернулась.


Про павильон стоит услышать отдельно. Как я уже сказал – из 255 объектов, построенных к Первой сельскохозяйственной выставке 1923 года, до наших дней сохранился лишь павильон «Механизация» знаменитого архитектора И. Жолтовского. С высоты птичьего полета хорошо видно, что по форме он напоминает силуэт шестеренки. Шесть самостоятельных павильонов, каждый из которых украшал шестиколонный портик, смыкаясь, образовывали большое патио с фонтаном. Внутри здание в стиле «авангард» было украшено росписями по эскизам A. Экстер и И. Нивинского.


В 1923 году здесь выставлялись тогдашние новинки сельхозтехники: первые советские тракторы, плуги, молотилки, зерноочистительные и сортировальные машины.


В 1929 году здесь проходила популярная выставка картин и скульптуры Общества московских художников. Тогда же во внутреннем дворике вокруг фонтана поставили столики, и это место тут же стало одним из популярнейших в Москве ресторанов. Он продолжал функционировать до 1970-х годов. Сейчас павильон в реставрации и, быть может, мы увидим еще росписи Экстер.

До перехода на сайт осталось 30