70 лет Волго-Дону

Ровно 70 лет назад, в июле 1952, года в СССР появилась новая водно-транспортная система – Волго-Дон. До того тысячи лет корабли и грузы перетаскивали между реками волоком – по древнему торговому пути Волгодонская переволока.
Первую попытку построить вместо нее судоходный канал предприняли еще в XVI веке турецкие султаны. Но через месяц отступили, как сказано в летописях «с великой бранью», мол, на такое дело не хватит и ста лет, даже если за него возьмется весь турецкий народ. Вторым был Петр I: он привлек к проекту своих лучших инженеров. Немец Беккер вскоре понял, что задача слишком сложная, и тихо слинял. Сменивший его британец Перри исправил просчеты немца и даже прокопал первые 8 км, но император увлекся прорубанием окна в Европу, и южную стройку свернули.
Много раз к проекту возвращались, но работы всегда казались слишком сложными и дорогими. Не смутило это только товарища Сталина, который ни денег, ни людей не жалел. Великую стройку закончили всего за 5 лет. Канал заработал, связав Каспий и Азов и сделав Москву портом пяти морей.
На 100 км этого водного пути приходятся 13 шлюзов в стиле ампир. Самые впечатляющие — №1 в Волгограде с 40-метровой Триумфальной аркой и шлюз №13 у поселка Пятиморск, где высится монумент Вучетича «Соединение фронтов». Полюбоваться всеми шлюзами, памятниками и маяками и оценить подвиг безымянных заключенных и военнопленных, строителей мегаканала, можно во время круиза – кораблики ходят по Волго-Дону с мая и до середины ноября. Кстати, сейчас это один из самых комфортных способов попасть в Ростов-на-Дону, куда самолеты пока что не летают.
Есть вопросы? Пишите сюда: voyage@radio7.ru! И не забудьте подписаться на подкаст!
*Фото www.pexels.com