«Жизнь растения» и фуга Баха: история станции метро «Автозаводская»

На улицах огромные пробки, так как осталось несколько дней до Нового года. Но надо заметить, что на информационных табло в городе уже давно предлагают рецепт — «На метро быстрее!» Так-то оно так, но готов поспорить.
Сам я (каждый раз, когда оказываюсь в метро) настолько увлекаюсь разглядыванием архитектуры станций подземки, что не могу вовремя добраться до точки. Ведь в столичном метрополитене точно есть, на что посмотреть. Не будем брать в расчет растиражированные станции 1960-х–1980-х годов, обойдем стороной и популярные «Площадь Революции», «Комсомольская-кольцевая», «Новослободская». Посмотрим на станции, менее обласканные вниманием туристов. Например, на станцию метро «Автозаводская».
По воспоминаниям жены архитектора, работу над проектом станции ее автор, Алексей Николаевич Душкин, вел примерно так:
«Я хорошо помню, как шла работа над проектом станции «ЗИС» (теперь это «Автозаводская»). Алексей Николаевич, сделав несколько эскизов, не удовлетворивших его, отложил работу и углубился в книгу Тимирязева «Жизнь растения». На мои вопросы, зачем это ему, ничего толком не отвечал, только просил сыграть ему фугу Баха. Закончив читать книгу, сел за доску. Сделал одиннадцать вариантов проекта станции. Из них выбрал тот единственный, который воплотился в жизнь.
Для меня образ этой станции музыкален и полифоничен. При спуске эскалатора колонны возникают перед взором одна за другой, а потом словно сливаются в едином «звучании» — как последний аккорд в каденции, приведённый в тональность. К сожалению, современные светильники, установленные вместо авторских люстр, нарушили гармонию и красоту подземного зала».
12 ноября этого года на полгода станция стала вновь конечной. И это повод изучить ее, в ожидании поезда.
Так, например, путевые стены украшены уникальными мозаичными панно. Восемь панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» были выполнены в блокадном Ленинграде знаменитым мозаичистом Фроловым. Готовые мозаики были доставлены из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни» и часть из них была установлена уже после открытия станции.
Мозаики восточной стены (тематика — работники завода ЗИС): Монтаж гусениц на танк КВ-1; Литейный цех; Механосборочный цех; Кузнечный цех. Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР): Погрузка бомб в дальний бомбардировщик ТБ-7, отправляющийся бомбить Берлин; Жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС; Астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки; Крейсеры в походе.
Вот так бывало встанешь на месте, погрузишься в изучение деталей, и пропустишь поезд. Поезжайте, посмотрите.