Усадьба Петра Дриттенпрейса на улице Радио

Сегодня пойдем смотреть на один замечательный дом на улице Радио. Когда-то она была разрезана ручьем Чечорой. Ручей запрятали в коллектор, он остается притоком Яузы и течет под землей – его трасса как раз под трамвайными путями Елизаветинского переулка. На перекрестке этого переулка, улицы Радио и Доброслободской стоит одноэтажный дом с богатым лепным декором. Это дом 11. В вензеле на фронтоне отчетливо видны скрещенные латинские буквы – Р и D. История домовладения довольно длинная, однако на этом гербе инициалы, наверное, самого известного владельца. Это – архитектор Петр Дриттенпрейс.
Усадьбу, про которую я говорю, в 1886 году купил известный московский архитектор Петр Александрович Дриттенпрейс, работавший на Московско-Курской железной дороге. Он принял гражданство Российской Империи в 1874 году и из Петера Йозефа стал Петром Александровичем. А так приехал к нам из Баварии. С 1880-х годов он был очень востребован и много работал по частным заказам: проектировал и перестраивал особняки и усадьбы для богатых купеческих семейств. Работал он в основном в стиле эклектики. Среди его домов, на которые можно и сегодня посмотреть, скажу несколько адресов: Воронцовская улица, 10, Покровка, 19, Огородная слобода, 5, Большой Трехсвятительский переулок, 1 и еще с десяток адресов. Строил добротно, заказчиков слушался. А на своем доме показал (как на рекламной витрине) возможности свои по сочетанию разнородных элементов – и маски театральные есть, и грифоны, и цветы, и ненавязчивый греческий орнамент, и полуколонны.
Именно по проекту Дриттенпрейса главный дом и флигель по Вознесенской улице были перестроены в этом самом духе эклектики – сочетании несочетаемых, на первый взгляд, элементов. После 1906 года П.А.Дриттенпрейс продал свое владение врачу-психиатру Александру Любушину и его жене Марии Александровне. В 1909 году новые хозяева возвели на месте старых хозяйственных построек в северо-восточной части участка уже по проекту сына архитектора Владимира Дриттенпрейса (кстати, после 1915 года, после немецких погромов, он творил под фамилией Гончаров) каменный двухэтажный корпус клиники с пристройками и флигелем. Все владение было приспособлено под нужды лечебного учреждения. И театральные маски на фронтоне приобрели новое символическое звучание. Сходите, посмотрите.